Север и рынок. 2014, N 2.

Следует вновь сделать ссылку-аналогию, подтверждающую, что город - туристский бренд может использовать модель тематического парка для продуктивного моделирования стратегии развития городского туризма. Представленные параметры позволяют не только провести анализ ситуации, но и определяют ориентиры при формировании модели городского пространства и/или территориального кластера. Такая модель необходима для разработки прогноза устойчивости развития города как бренда дестинации. В свою очередь, прогноз позволяет создавать сценарии и имитировать риски. Параметры оценки города как туристской дестинации Параметр___________|___________________________________ Характеристика________________________________ Высокийспрос, мультисегменгносгь; увеличениечислапредложенийв профессиональныхсетах, многокрашосіьприбытия(возвратность) Модернизацияи созданиеновыхуслугна основе существующихресурсов; интенсивностьнововведений; влияниеинновацийтуризманадругие сферы Создание дополнительнойинфраструктурыдля существующихтурпродукгов; инфраструктура, обеспечивающаяновыйтурпродукт, инфраструктура, ставшаяфакторомсозданияновоготурпродукта Ростчислакомбинированныхтуров; появлениеи развитиеновыхвидов дополнительного сервиса Ростчисласпециализированныхвеб-ресурсов,вкладоки ссылокнаинформациюо дестинации, повышениепопулярностив социальныхсетах- увеличениечислазапросовв поисковыхсистемах; проведение специальныхмероприятий(выставка,вебинар,work-shop, научнаяконференция); увеличениечислапечатныхизданий; увеличениечислапрофессиональныхзапросовв средеагентови операторов; формированиецелевыхобучающихпрограммс дифференциациейпредложенияпоуровнямобучения Увеличениевидови качестватруда Мультипликациятрадиционных формзанятости; в туризме формирование специальныхформзанятости(«живыестатуи»туристскихцентров) увеличениечисласпециалистов со специальнымобразованиеми профессиональнымисертификатами Увеличениечиславнутренних Число операторов,проектирующихгородскиетурпродукты; операторов увеличениечисланепрофильныхучастниковтуристскогорынка(музеи, библиогекиит.п.), предлагающие специализированныепродуктыдлятуристов; степеньмногообразияпредлагаемыхтурпродукгов и дополнительныхуслуг; _____________________________ уровеньпрофессиональныхсвязей(ассоциации, бизнес-сотрудничество, конкуренция)_____________ Управление городом, который исторически является туристским брендом или имеет потенциал для достижения такого статуса, сталкивается с некоторыми противоречиями. Конечно, только на теоретическом уровне можно считать «город» самостоятельным субъектом туристской деятельности, реально речь идет об управляющей команде, для которой туризм может быть второстепенной задачей менеджмента, тем более, что культурно-исторические ресурсы, бизнес-сірукгуры могут обладать очень сильным собственным потенциалом, инициирующим городской туризм. Возникает иллюзия самонастройки туристских потоков. Но проектирование визитного пространства города является сложной задачей туристской политики местной власти, так как здесь переплетаются технологии логистики, брендирования, обеспечения качества жизни населения. Система поддержки туризма в городе выходит за рамки туристской индустрии, становится частью градостроительства. Последнее может быть реализовано только в рамках нормативно-правовых установлений, политики частно-государственного и общественно-государственного партнерства. Город как доминанта туристского кластера становится самостоятельным сложным инфраструктурным продуктом, способным инициировать инвестиции и реинвестиции удерживать трудовые ресурсы, концентрировать материальные потоки, обеспечивающие досуговую сферу. Примеры успешного управления городом в туристской сфере можно найти как в десгинациях, концентрирующих мощные туристские потоки, так и в малых городах, которые нередко становятся альтернативой крупным туристским центрам. Это подтверждает возможность формирования уникальных моделей городского туризма, а также позволяет использовать их для сравнения в локальных исследованиях. Система управления туризмом в отдельных российских регионах отражает постепенные изменения в концептуальных основаниях стратегий и целевых программ. Если в начале 2000-х гг. программы развития туризма строились на инвестиционном подходе (описание и оценка природных ресурсов, инфраструктуры, достопримечательностей, планирование мероприятий по рациональному, экономически эффективному использованию), то к настоящему времени разработчики программ большое внимание уделяют развитию информационной открытости дестинации, проектированию событий, привлекающих туристов (например, целевые программы Санкт-Петербурга или Ленинградской обл.). Эти процессы можно рассмотреть также и на примере Мурманской обл. Регион длительное время известен в туристской среде как территория активного, природно-ориентированного туризма. В последние пятнадцать лет правительством области были последовательно приняты несколько программ развития тлрима. Востребованность Инновации Ростспециализированной инфраструктуры Усиление связис другимивидами деятельности Увеличение оборотаинформации 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz