Север и рынок. 2014, N 2.

предложить максимально большее число занятий и объектов туристской привлекательности, обеспечивающих интенсификацию туристских потоков. В этом ключе интенсивность потока может быть измерена не столько числом ночевок и расходов туриста в поездке, сколько увеличением числа участников туристского бизнеса, оборотом информационных, материальных и финансовых ресурсов. Необходимо выделить, что показатели числа участников туристского бизнеса и оборота их деятельности вполне измеримы как мерками существующей статистики, так и методами маркетинговой и финансовой аналитики. Другими словами, можно выделить на первом этапе счетные (количественные) критерии, после чего второй этап должен сформировать индексы и индикаторы интенсивности развития дестинации, признания ее территорией активного туристского капитала. Последний может быть связан с оборотом и возвратом инвестиций, но может формировать и бренд территории, повышая ее привлекательность и для повседневнойжизни, и для путешествий. Исследование опыта эффективной капитализации ресурсов туристского кластера можно провести путем изучения истории тематических парков. Глубокие исследования А.Ю.Александровой [1], О.Н.Сединкиной [2], а также непосредственный мониторинг веб-сайтов мировых тематических парков и путеводителей позволяют утверждать, что опыт создания специализированных туристских десгинаций в виде тематических парков, этнодеревень и др. уже прошел стадию накопления инновационных решений. Бизнес тематических парков вполне успешно существует в сфере продажи интеллектуальной собственности, коммерческого трансфера технологий и маркетинговой капитализации. Экспорт технологии тематических парков связан с расширением влияния американских сетей в Европе, в первую очередь парков Диснейленд (1970-е гг.), с формированием национальных парков в Европе (1980-е гг.), а также созданием и усилением роли тематических парков в Азиатско-Тихоокеанском регионе как новой активной дестинации туризма (началоXXI в.). В настоящее время экономика индустрии досуга определила роль тематического парка как доминанты туристского кластера. При этом формируются стандарты функционирования парков (качество сервиса, технические стандарты аттракционов, безопасность мест массового посещения, корпоративная кадровая политика и т.п.). Парк обычно создается на основе «нового мифа», то есть лишь опосредованно связан с историей местности, хотя нередко в качестве аттрактивного элемента используется этностилизация. Структура парка - это логическая конструкция нескольких функциональных зон. В последние годы тематические парки все чаще становятся самостоятельной туристской дестинацией, поэтому здесь есть зона гостеприимства (отели, экскурсионные бюро, бюро трансфера, другие дополнительные услуги путешественникам), зона активных развлечений (аттракционы), зона «медленных» развлечений (прогулочные зоны со смолровыми площадками, выставочные зоны), спортивно-игровые зоны. Проектирование парка определено не только его основной функцией, но и правилами логистики - управления потоками посетителей, ресурсов (техническое обслуживание, комплектация расходными материалами, торговля, питание). Стремительное укрупнение парков и повышение капиталоемкости менеджмента парков (особенно американских) привело к изменению маркетинговой политики и внедрению туроператорских технологий в управление парком, то есть парки формируют пакетные туры (трансфер, размещение, питание, программы досуга) и реализуют их через дилеров (туроператоров и агентов). Можно считать, что бренд тематического парка построен на высокой конкурентоспособности его базовых продуктов, развитости сервисных программ (их можно считать самостоятельными продуктами, которые обеспечивают привлекательность парка и рациональность логистики). Долгосрочная инвестиционная привлекательность достигается стратегическими решениями маркетингового характера и развитием конкуренции за счет возобновляемой квалификации персонала. Стратегический запас прочности позволяет избежать рисков на этапах жизненного цикла тематического парка: • риск стандартизации предложений как за счет требований безопасности, так и за счет импорта и копирования; • риски инвестиций за счет избыточности предложения; • малая доля реинвестиций; • кратное удорожание новых проектов одновременно с требованиями соответствия международным технико-технологическим и сервисным стандартам. Тематические парки сыграли значительную роль в формировании знаний о правилах проектирования и функционирования целевых туристских кластеров, их опыт следует адаптировать для развития деятельности других дестинаций. Один из трендов туризма - повышение его многообразия, существенная доля видов туризма построен на стремлении выйти за пределы привычной жизни (природно-ориентированные, экстремальные туры, круизы), но крупные туристские центры не теряют своей привлекательности, а наоборот, города остаются объектами тематического визита. В научном обороте можно увидеть достаточное число исследований, связанных с маркетингом территорий уровня региона, оценкой рекреационных ресурсов областей и т.п. Большие города - туристские 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz