Север и рынок. 2014, N 2.

определить туристско-рекреационное качество дестинации, что в дальнейшем позволяет прогнозировать, с одной стороны, туристское поведение, а с другой стороны, сценарии действий управляющих систем, которые позволят использовать туристские ресурсы для повышения качества социально-экономического капитала территории, модернизации и проектирования туристской инфраструктуры. Концептуальные подходы к проектированию развития территорий могут быть построены на различных базовых принципах. Среди них можно выделить такие подходы, как конструктивный, социально-культурный, ресурсно-продуктивный и некоторые другие. Конструктивный подход позволяет описать организационную структуру тех сил, которые инициируют развитие дестинации, в настоящее время реальной является сила стратегических инициатив государственной власти. Например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. создает основу для проектирования целевых программ развития федеральных округов, регионов и муниципальных территорий, среди которых программы развития туризма занимают все более важное место. При этом программа «Развитие внутреннего и въездного туризма Российской Федерации (2011-2018 гг.)» в большей мере носит рекомендательный характер, поэтому не создает жестких конструкций развития туризма территорий. Одновременно с функционированием стратегических инициатив формируются горизонтальные и кластерные связи, которые связывают акторов территориального социально-экономического комплекса еще более прочными, объективно складывающимися связями. Примером здесь может быть развитие крупных туристских центров: интерес к природным особенностям национального парка вызывает поток туристов, при этом создается сервисная инфраструктура частного бизнеса, развивается дорожная сеть местного подчинения, создаются проекты событийного характера с участием российских и зарубежных партнеров. Структура деловых связей усложняется, помимо прямых партнерских соглашений возникают бизнес-цепочки, ассоциации, при этом баланс интересов предполагает эффективное развитие всего туристского центра. Социально-культурный подход при формировании сценариев развития дестинации определен нематериальным наследием территории, а также потенциалом культурных событий, раскрывающих коммуникативную привлекательность дестинации. В отличие от природных ресурсов и материальных достопримечательностей социальная привлекательность края связана как с культурой гостеприимства, так и с уровнем, числом и качеством проведения культурных и деловых событий, раскрывающих своеобразие истории нематериальной культуры и современные ценности общества. Культурные события здесь рассматриваются максимально широко: тематические образовательные программы, научные конференции, исторические инсталляции, музейные программы, музыкальные и театральные фестивали, уникальные и циклические социальные проекты, спортивные соревнования и др. Для повышения эффективности таких мероприятий нужно максимально повысить информационную поддержку, исключить практику замкнутости мероприятий на внутренний круг участников. Культурная привлекательность дестинации может быть представлена как структура, сформированная культурно-исторической известностью, общественным интересом к текущим событиям, отложенным спросом на путешествия в данную местность. Вместе с тем, с точки зрения менеджмента каждое событие, инициирующее путешествие или оборот информации, является креативным и организационным продуктом, поддающимся измерению на основании количественных и качественных оценок, экономической и социальной эффективности. Ресурсно-продуктивный подход объединяет в себе оценки природного, экономического и сервисного потенциала территорий, что в дальнейшем позволяет сформировать интегральный показатель социального и экономического капитала территорий. В этом контексте туристский капитал территорий - это туристский потенциал, включенный в систему активных взаимодействий, формирующих новые социальные и экономические ценности. Жизненный цикл социально-экономического потенциала территорий суть весьма сложная динамическая конструкция, в которой элементы хотя и не могут существовать изолированно, но обладают собственной внутренней мобильностью, могут развиваться асинхронно, резонансно. Туристский капитал территории - управляемый объект, модель которого может быть не только инновационной, рисковой, сервисной, экономической, пространственной, но и затратно-утопической, инертной, конфликтной и т.п. И здесь речь идет не столько об отдельном туристском продукте или даже перспективах развития отдельного вида туризма, сколько о способности дестинации быть точкой роста в туристской деятельности. Так, небольшие города Финляндии, опираясь на технологии менеджмента территориальных кластеров, создали конкурентоспособные туристские центры круглогодичного пребывания, политика муниципальной власти признается эффективной в координации и поддержке местного предпринимательства. Актуальность применения пространственного моделирования в технологиях формирования туристских кластеров определена несколькими факторами, определяющими тренды туристской индустрии. Наиболее важным фактором является конкуренция дестинаций не только на уровне стран, но и на уровне регионов и конкретных местностей (например, Снежная деревня создает турпоток, но открытие оленьей фермы может его изменить). Для дестинации в целом становится необходимым 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz