Север и рынок. 2014, N 2.
к тому же их количество с 2009 г. практически не изменилось. В эту же группу (стабильных и прибыльных) относятся и организации, занятые в оптовой и розничной торговле, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (более 80.0%). Остальные сферы экономической деятельности не являются столь стабильными. Так, в области операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг в 2012 г. также более 80% организаций являлись прибыльными, но по сравнению с 2009 г. их количество сократилось в 3.3 раза. Что касается производства и распределения электроэнергии, газа и воды, то если в 2009 г. прибыльными были 65.8% организаций, в 2012 г. этот показатель составил 41.4% а их количество сократилось в 1.3 раза. В области предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг количество организаций сократилось с 34 в 2010 г. до 16 в 2012 г., с большим количеством убыточных организаций (немногим меньше половины от их общего числа). Частью муниципальной собственности являются и земельные участки, управление и пользование которыми осуществляется муниципальными органами власти. Так, в г.Нягань Ханты-Мансийского АО одним из направлений деятельности Департамента управления муниципальным имуществом, способствующего увеличению доходной базы бюджета, является использование земельных ресурсов. Доходы бюджета от использования земельных ресурсов г.Нягань составляют около 16% от общей суммы доходов от использования муниципального имущества. На начало 2012 г. в городском округе действовало 2388 договоров аренды земельных участков, но здесь так же, как и в аренде муниципальной собственности, отмечается большая задолженность по арендной плате за пользование земельными ресурсами. При доходах бюджета от сдачи в аренду земельных участков в размере 61532.3 тыс. руб. задолженность по арендной плате составляет около 40% [11]. Согласно решению Городской думы г.Муравленко от 30 апреля 2013 г. № 477 «Об отчете главы Администрации города о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города в 2012 году», в городском округе Муравленко Ямало-Ненецкого АО доходы от управления земельными ресурсами составляют 65% в общей доле доходов от использования муниципального имущества, причем поступления арендной платы за пользование земельными участками составляют более 60%, в то время как доходы от арендной платы за пользование муниципальным имуществом составляют около 25%. В связи с тем, что процесс разграничения государственной собственности еще не закончен, распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Данное право предусмотрено п. 10 ст.З Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и п.З сг.19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации». Так, в гАпатиты Мурманской обл. доходы от сдачи в аренду за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского округа, составили 77% от суммы доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности [12]. В Мончегорске Мурманской обл. доходы от использования земельных участков, собственность на которые не разграничена, составляют почти 90% в общем объеме доходов от использования муниципального имущества, а доходы от земли, находящейся в муниципальной собственности, составляютменее 1% [13]. Таким образом, анализ имущественной базы местного самоуправления выявил ряд проблем, характерных для муниципальных образований Крайнего Севера и оказывающих влияние на возможности осуществления муниципальной инвестиционной политики. 1. Сокращение и высокий уровень износа основных фондов муниципальных образований Севера. 2. Законодательные ограничения, не позволяющие повышать имущественную базу муниципальных образований, а также выбирать направления использования муниципальной собственности для формирования и увеличения собственных доходов муниципальных образований. 3. Высокий процент объектов недвижимого имущества, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке и без технической документации, что оказывает непосредственное влияние на эффективность управления и использования муниципального имущества. Наличие основных фондов является как положительным моментом для экономического развития муниципалитета, так и отрицательным. Отрицательные связаны с тем, что на баланс муниципалитетов во время рыночных реформ было передано большое количество объектов коммунальной инфраструктуры, а также с повышенными затратами на их содержание, характерными для районов Крайнего Севера. Правильное использование и управление муниципальной собственностью является главным инструментом для увеличения поступлений в местный бюджет и развитие территории в целом. Для снижения расходов на содержание, ремэнт и иные цели, обеспечивающие должное состояние объектов муниципальной собственности, необходимо Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 марта 2010 г. № Д23-867 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена». 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz