Север и рынок. 2014, N 2.

Наилучшие средние показатели увеличения основных фондов по городским округам наблюдаются в Мурманской обл. (в основном за счет г.Апатиты) - 39.5% роста, Архангельской обл. - 12.6% и в г.Костомукша Республики Карелия - 48.5% роста. Небольшое сокращение основных фондов отмечается в городских округах Республики Коми (на 13%). По остальным субъектам РФ произошло значительное сокращение основных фондов городских округов более чем на 90%. Что касается некоммерческих организаций муниципальной формы собственности, то здесь, наоборот, наблюдается увеличение основных фондов в среднем на 8% по субъектам Федерации, в основном за счет Ханты-Мансийского АО, где их рост составил около 90%. В остальных же регионах, кроме Мурманской обл., где этот показатель практически не изменился и вырос в среднем на 1.2%, сокращение основных фондов некоммерческих организаций составило около 30%. Наиболее острой проблемой муниципальной собственности, характерной для муниципалитетов Крайнего Севера, является ее повышенный по сравнению с другими регионами страны износ основных фондов, вызванный экстремальными природно-климатическими условиями. Общий средний уровень износа основных фондов как по коммерческим, так и по некоммерческим организациям муниципальной формы собственности составляет 43-44%. Наибольший процент износа наблюдается в оборудовании, а также в транспортных средствах (56 и 57% соответственно) по коммерческим организациям и 63 и 67% по некоммерческим организациям. Наименьший процент износа наблюдается у зданий (28% для коммерческих организаций и 38% для некоммерческих). Если по некоммерческим организациям общий уровень износа основных фондов колеблется от 30 до 59%, то в коммерческих организациях разброс данных показателей намного выше. Так, в Губкинском (Ямало-Ненецкий АО) износ основных фондов по коммерческим организациям в 2011 г. составил около 9%, а в Корсакове (Сахалинская обл.) - 86%. По сравнению с 2008 г. общий износ основных фондов по коммерческим организациям в подавляющем большинстве муниципальных образований растет, но есть городские округа, где этот показатель несколько снижается. Наиболее показательными в этом плане являются Губкинский и Апатиты, где произошло сокращение износа основных фондов по коммерческим организациям в 2011 г. по отношению к 2008 г. в 3.5 и 4 раза соответственно. Стоит отметить, что в обоих этих городах не произошло резкого снижения основных фондов, а в Апатитах, наоборот, их прирост к 2008 г. составил 133.8%. Если рассматривать износ основных фондов, начисляемый за год, то его доля в стоимостном выражении к полной учетной стоимости основных фондов в 2011 г. несколько сокращается по сравнению с 2008 г. Так, по коммерческим организациям этот показатель в 2008 г. в среднем составлял 8.1%, а в 2011 г. - 4.8%. По некоммерческим организациям доля износа основных фондов за год практически не изменилась. Для обоих видов организаций наибольшая сумма износа, начисленная за год, приходится на оборудование и транспортные средства и составляет около 10% от общей стоимости основных фондов муниципальных образований. Помимо сокращения и высокого износа основных фондов муниципальных образований Севера, влияющих на их экономическую основу, существуют также законодательные ограничения, согласно которым в муниципальной собственности может находится имущество только для решения вопросов местного значения, осуществления переданных государственных полномочий, обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, работников муниципальных предприятий и учреждений, а в случаях возникновения у муниципалитетов права собственности на имущество, не входящее в установленный законом перечень, оно подлежит изменению целевого назначения или отчуждению. Это ограничение не позволяет повышать имущественную базу муниципальных образований, а также выбирать направления использования муниципальной собственности для формирования и увеличения собственных доходов муниципальных образований. Показателем эффективности использования муниципального имущества, включая управление, является финансовая деятельность организаций муниципальной формы собственности. Так, анализируя данные финансовой деятельности муниципальных организаций, предоставивших отчеты, стабильную прибыль от использования муниципальной собственности получают всего два муниципальных образования Усинск и Ухта. Остальные (21 городской округ) не имеют стабильных результатов по финансовой деятельности организаций муниципальной формы собственности. Если с 2009 по 2011 гг. количество городов, имеющих положительный финансовый результат от использования муниципальной собственности, составляло 43.5%^ то в 2012 г. этот показатель сократился до 30.4%. В последние два года положительный результат, кроме Ухты и Усинска, отмечается еще в двух городских округах - Кировске и Воркуте. До 2012 г. прибыльными были организации в городах Муравленко и Апатиты. В пяти городских округах (Коряжма, Пыть-Ях. Нягань, Мегион, Охинский) за исследуемый период организации муниципальной формы собственности вообще ни разу не выходили из убытков, а в пяти городах прибыльными муниципальные организации за четыре исследуемых года оказывались лишь однажды. При рассмотрении структуры и отчетов администраций городов Ухта и Усинск, имеющих наиболее стабильные показатели использования муниципальной собственности, на официальных интернет-сайтах 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz