Север и рынок. 2014, N 2.

Abstract. Property base of local self-government as one of the most important elements of economic basis of municipalities andmanagement ofmunicipal property, are revealed Keywords: investment policy, local self-government, municipal property, towns of the High North. Муниципальная собственность и имущественная база являются одними из наиболее важных элементов экономической основы местного самоуправления. Наличие муниципальной собственности характеризуют основные фонды или средства муниципального образования, к которым в статистическом учете относятся произведенные активы, подлежащие использованию неоднократно или постоянно в течение длительного периода времени, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг, для управленческих нужд либо для предоставления другим организациям за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В основные фонды не включаются земельные участки, а также объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) [1]. Севера и приравненных к ним местностях, с численностью населения от 20 до 100 тыс. чел. использовались данные муниципальных образований, представленные в базе данных муниципалитетов в официальной статистике Госкомстата РФ [2]. В представленных статистических данных муниципальных образований, характеризующих наличие основных фондов, согласно постановлению Госкомстата [3], отражается полная учетная стоимость и балансовая остаточная стоимость основных фондов муниципального образования, а также износ основных фондов, начисленный за год. Полная учетная стоимость характеризует первоначальную стоимость основных фондов. Для объектов, прошедших переоценку основных фондов, полная учетная стоимость равна их восстановительной стоимости на дату последней проведенной переоценки, то есть стоимости воспроизводства в ценах, существовавших на эту дату. Для объектов, не проходивших переоценку, она равна первоначальной стоимости (стоимости приобретения в ценах, существовавших на дату приобретения), с учетом ее изменения в результате достройки, модернизации, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации. Остаточная балансовая стоимость отражает изменение состояния основных фондов, постепенную утрату ими потребительских свойств и стоимости в процессе эксплуатации, под воздействием сил природы и вследствие технического прогресса в размере накопленного износа. Остаточная балансовая стоимость основных фондов равна разнице их полной учетной стоимости и суммы износа, определенных за весь период с начала эксплуатации соответству ющих объектов, с учетом их изменения в результате проведенных переоценок основных фондов. То есть разница между? полной учетной и остаточной стоимостями отражает общий износ основных фондов с начала эксплуатации объектов му ниципальной собственности. Основные фонды муниципальных образований подразделяются на фонды коммерческих и некоммерческих организаций, в которые включаются здания и сооружения, машины и оборудование, а также транспортные средства. Если рассматривать долю данных объектов в общей сумме основных фондов городских оіфутов Севера, то видно, что для некоммерческих организаций наиболее характерными объектами являются здания, что вполне логично, так как сюда относятся школы, дошкольные учреждения, объекты культуры и здравоохранения, а также спортивные объекты (рис.1). В коммерческих же организациях около 50% составляют сооружения, которые являются объектами капитального строительства и к которым относятся инженерно-технические конструкции, производственные помещения, архитектурные сооружения и пр. Рис.1. Доля объектов, находящихся в муниципального собственности, в общем объеме основных фондов по коммерческим и некоммерческим организациям, % При анализе данных му ниципальных образований в 2011 г. (по отношению к 2008 г.) практически во всех исследуемых городских округах наблюдается сокращение основных фондов по коммерческим организациям муниципальной формы собственности за исключением городов Апатиты, где рост данного показателя составил более 130%, Костомукша (48%), Инта (22%), Ухта (52%), Коряжма ( 13%) и Котлас (33%). is considered. The fixed assets of municipal districts of the High North are analyzed and some problems, influenced disposal Для анализа имущественной основы городских округов, расположенных в районах Крайнего Коммерческие организации 4,4 Некоммерческие организации 20 26 1? 9,7 73,7 □ здания 4 0 2 ■сооружения □оборудование ^транспорт 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz