Север и рынок. 2014, N 2.
В мировой практике используется множество методов оценки уровня продовольственной безопасности на международном и национальном уровнях, однако их применение к оценке продовольственной безопасности региона невозможно. Так, продовольственная безопасность на международном уровне, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), определяется объемом переходящего запаса зерна. Данный показатель рассчитывается в процентах от годового объема мирового потребления зерна или в днях его общемирового потребления и характеризует стабильность продовольственной ситуации в мире, устойчивость мирового рынка продовольствия в отношении возможного воздействия дестабилизирующих факторов (неурожаи, стихийные бедствия, и т.д.), а также с помощью показателя уровня мирового производства зерна в среднем на душу населения [2]. Однако такой подход неприемлем для оценки продовольственной безопасности регионов России, так как многие из них вообще не имеют условий для развития зернового хозяйства. В Доктрине продовольственной безопасности РФ перечислены критерии оценки на уровне страны, однако многие из них невозможно применять к оценке продовольственной безопасности региона . Так, например, значимым критерием продовольственной безопасности является уровень продовольственной независимости государства, определяемый как «устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов» [3]. Однако к региональному уровню он не применим. Эго связано с тем, что стремление к продовольственной независимости за счет полного обеспечения населения региона продуктами собственного производства, особенно в регионах с неблагоприятными для этого условиями, во-первых, экономически нецелесообразно, так как сопряжено с большими финансовыми затратами. Во-вторых, такой подход создает ограничения и препятствия для формирования и развития национального продовольственного рынка. Все это будет снижать продовольственную безопасность всей страны в целом. Также на национальном уровне оцениваются размеры стратегических и оперативных запасов продовольствия в сопоставлении с нормативными потребностями, что не относится к функции регионов. Согласно Доктрине продовольственной безопасности на уровне страны, размер резерва по зерну должен составлять не менее 2-месячного расхода на продовольственные цели в регионе, сахара, растительного масла, масла животного, сухого молока, мяса - в размере 2-3-месячного потребления. В то же время для регионов важное значение имеют страховые запасы. Продовольственная безопасность страны понимается как составная часть ее национальной и экономической безопасности. Для этого государство использует ряд защитных средств, которые не приемлемы для регионов (таможенные тарифы, компенсационные сборы, акцизы, налоги с продаж, квоты и т.д.), к тому же для целого ряда регионов, в особенности это касается северных территорий, ввоз продовольствия является основным путем обеспечения их продовольственной безопасности [2]. На сегодняшний день нет единого подхода к оценке региональной продовольственной безопасности. В основном она сводится к оценке с помощью системы показателей. По нашему мнению, наиболее полную картину о продовольственной безопасности региона можно составить с помощью комплексной оценки на основе интегрального показателя, отражающего все аспекты понятия продовольственной безопасности [4-6]. Согласно методике, уровень региональной продовольственной безопасности (УРПБ) измеряется как сумма оценок основных критериев продовольственной безопасности: УРПБ=Ф+Э+У+Д+К, где Ф - физическая доступность; Э - экономическая доступность; У - устойчивость продовольственной системы; Д - достаточность потребления продовольствия; К - качество продовольствия. Каждому из критериев соответствует ряд показателей (коэффициентов), представленных в таблице, значения которых при расчете будут соответствовать определенному уровню критериев продовольственной безопасности: высокий, допустимый, низкий, недопустимо низкий. Каждому из уровней присваивается балл от 1 до 4 соответственно. В итоге, суммируя баллы, получим интегральный показатель степени региональной продовольственной безопасности. Пороговым значениемданного показателя считается переходящий запас зерна на 60 суток, или 17%от годового потребления. Сокращение объемов запасов зерна ниже порогового значения приводит к резкому повышению мировых цен m него, к дестабилизациимировогозерновогорынкаи, соответственно, других продуктовыхрынков. Еслиуровеньмировогопроизводства зернасоставляет 1000кгзернанадушунаселения, то считается, чтодостигнутаполнаяпродовольственнаянезависимость. Доктрина продовольственной безопасностиРоссийскойФедерации на периоддо 2020 г., утвержденаУказомПрезидентаРФ от 30 января2010 г. № 120. Необходимо отметить, что в исходной методике отсутствует важный критерий продовольственной безопасности - «устойчивость продовольственной системы», который, по-нашему мнению, необходимо включить в имеющуюся систему критериев. 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz