Север и рынок. 2014, N 2.
Механизм сопровождения семьи начинается в первую очередь с точной формулировки проблемы для постановки задач, которые должны быть решены в процессе сопровождения. Затем определяются возможные варианты действий по решению выявленной проблемы. Далее совместно с клиентом специалист по социальной работе выбирает оптимальный путь решения проблемы и разрабатывает пошаговое планирование, а также реализуют совместные действия по выходу клиента из трудной жизненной ситуации. В процессе сопровождения специалист осуществляет контроль, анализ, оценивает достигнутые результаты и при необходимости вносит коррективы в совместный план работы. Заключительным этапом механизма сопровождения семьи является заполнение учетно-отчетной документации [9, с. 52]. Интересен опыт Санкт-Петербурга по созданию системы социального сопровождения ближних помощников. Ближние помощники - это люди, которые в домашних условиях ухаживают и заботятся за своими родственником, имеющим, например, хроническое заболевание, за престарелым или инвалидом, у которого утрачена способность к самообслуживанию. Также это родители, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Впервые важнейшую роль этой категории населения оценили в Скандинавских странах. На базе общественных организаций создавались группы ближних помощников, которые обменивались опытом ухода, участвовали в тренингах по профилактике эмоционального выгорания. Позднее в общественных организациях стали открываться школы или курсы ближних помощников, в рамках которых можно было получить базовые знания в области медицины и психологии. В России социальная активность ближних помощников развивается на базе родительских организаций, т. е. это общественные организации, объединяющие семьи с детьми-инвалидами, либо семьи со взрослыми инвалидами, имеющими тяжелые нарушения жизнедеятельности. В Санкт-Петербурге функционирует несколько организаций подобного типа. 1. Региональная общественная организация инвалидов «Санкт-Петербургская лига жизненной помощи людям с проблемами развития». 2. Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей-инвалидов «ГАООРДИ». 3. Санкт-Петербургская общественная организация «Даун-центр». 4. Общественная организация «Лига социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями» Санкт-Петербурга. 5. Санкт-Петербургская общественная организация родителей детей-инвалидов с диагнозом «фенилкетонурия». 6. Санкт-Петербургский общественный фонд помощи детям с особенностями развития «Отцы и дети». 7. Санкт-Петербургский общественный фонд помощи людям с ограниченными возможностями «Спасение». В этих организациях реализуются программы, помогающие освоить новые формы и методы ухода, общения с детьми с ограниченными возможностями. Осуществляется обмен российским и финским опытом по проведению фокус-групп. Организуются поездки семей с детьми-инвалидами в Финляндию и Швецию. К сожалению, в нашей стране нет специализированных организаций, работающих в данном направлении. Так, например, Г.Ф.Нестерова рекомендует создание службы (отделения) помощи ближним помощникам на базе комплексных центров социального обслуживания населения или центров социальной реабилитации инвалидов. Автор считает наиболее целесообразным реализацию следующих видов сопровождения в такого рода службах: 1. Социальная работа по организации и дальнейшему социально-консультативному сопровождению групп взаимопомощи ближних помощников. Деятельность специалистов подразумевает выявление ближних помощников, знакомство с ними, формирование групп. В рамках встреч происходит социальное консультирование по вопросам социального обслуживания, социального обеспечения. 2. Социокультурное сопровождение ближних помощников. Деятельность специалистов этого вида сопровождения необходима для сохранения физического здоровья и работоспособности ближних помощников. В рамках встреч организуются группы здоровья. Встречи могут начинаться с физической разминки, включают курс занятий по уходу за собой и своим ближним с целью поддержания физического здоровья. Участники группы получают информацию и рекомендации о правилах рационального питания, проведению утренней зарядки и т.д. Таким образом, создается установка на то, что здоровье ближнего помощника необходимо не только ему самому, но и тому, о ком ему приходится заботиться. Также в повседневную деятельность ближнего помощника специалисты вводят занятия творческой деятельностью (шитье, плетение, вышивание, фотография, и т.д.). 3. Социально-психологическое сопровождение групп взаимопомощи. На встречах вводятся элементы социально-психологического тренинга, проводимые педагогом-психологом. Продолжительность таких занятий составляет не более двух часов [10, с. 23-24]. 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz