Север и рынок. 2014, N 2.

Помимо общеобразовательных реформ происходит улучшение и в градостроительной сфере. Эго создание социального такси, основная задача которого доставка клиентов в медицинские учреждения, вокзалы, аэропорты [6, с. 253]. В Мурманске, чтобы создать условия, обеспечивающие доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в 2007 г., администрацией города и жилищными организациями в 19 домах города были установлены пандусы. МУП «Электротранспорт» закупило 6 низкопольных троллейбусов с откидным пандусом для обеспечения доступа детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В Мурманске начал функционировать негосударственный центр пребывания инвалидов. Основными проблемами детей-инвалидов являются трудности социальной адаптации и интеграции их в общество. В связи с этим специалисты социальных служб, организаций и учреждений в своей деятельности используют технологии, направленные на разрешение данной проблемы. Для достижения наиболее эффективного результата необходимо работать не только с ребенком, но и с семьей в целом. Анализируя опыт социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, видно, что помимо традиционных форм и методов необходимо внедрять в практику и инновационные подходы к решению проблем, с которыми приходиться сталкиваться данной категории населения. Говоря об организации социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, в первую очередь, необходимо уделить внимание такой технологии, как абилитация. По словам Л.О.Бадалаян, абилитация представляет собой систему лечебно-педагогических мероприятий, целью которых является предупреждение и лечение патологических состояний у ребенка раннего возраста, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и т.д. [7]. Деятельность специалистов отделений раннего вмешательства направлена на оказание междисциплинарной помощи семьям, имеющим детей в возрасте от рождения до 3 лет с функциональными нарушениями развития и детей группы риска появления нарушений с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его социальной адаптации в обществе. Среди основных задач, которые стоят перед специалистами таких центров, можно отметить: • нормализация жизни ребенка и семьи за счет создания нормальных ритмов жизни, условий жизни, условий для развития ребенка; • максимально возможное развитие и поддержка функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями в следующих областях: развитие навыков самообслуживания и коммуникации, социального взаимодействия, развитие движений; • образование и поддержка семьи в процессе абилитации. Одной из ведущих технологий социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, является социальное сопровождение. С точки зрения Л.Н.Федориной, оно представляет собой комплекс коррекционных, просветительских, превентивных, диагностических мероприятий, которые направлены на проектирование и реализацию условий для успешной социализации [8, с. 102]. Таким образом, это долгосрочный процесс, реализуемый через комплекс мер специалистами различного профиля. Основные услуги, оказываемые специалистом по социальной работе в рамках социального сопровождения семей с особенными детьми, заключаются в проведении консультаций социального-правового, социально-экономического, социально-психологического характера. Оказывается помощь в подготовке необходимых документов, осуществляется краткосрочный присмотр за детьми на дому или, например, во время прогулки, а также содействие в реализации индивидуальной программы реабилитации, помощь в воспитании, развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья и др. С целью повышения эффективности социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями, рекомендуется внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией населения на основе регионального опыта. Так, например, в одном из районов Югры (Ханты-Мансийский АО) на базе Центра социальной помощи семье и детям реализуется проект «Сопровождение». Специалисты, в том числе и специалист по социальной работе, ведут работу с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, по четырем направлениям: • информационное - предоставление родителям информации об особых потребностях ребенка, перспективах его развития, о социальных субъектах помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; • психологическое - изучение психологических особенностей семьи, индивидуальное консультирование по вопросам адаптации и социализации, помощь в разрешении конфликтов, коррекция детско-родительских отношений, содействие расширению контактов семьи и др.; • педагогическое - составление абилитационного и образовательного маршрутов на основе индивидуальной программы развития ребенка, обучение родителей специфическим способам и приемам работы с ребенком, формирование у родителей педагогических навыков, социально-педагогическое консультирование и др.; • правовое - организация правовой поддержки семьи, информирование о льготах, пособиях, правах, защита законных прав и интересов. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz