Север и рынок. 2014, N 2.
Уровень цивилизованности общества во многом оценивается его отношением к детям с умственными и физическими недостатками, т.е. к детям-инвалидам. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания, обучения, его социально-трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач социальной системы страны. Инвалидность детей - значительное ограничение их жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается лицам возрасте до 18 лет, основаниями для этого являются [2]: 1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; 2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); 3) необходимость осуществления мер социальной защиты. Основными причинами детской инвалидности являются психоневрологические заболевания (60%), заболевания внутренних органов (20%), заболевания опорно-двигательного аппарата (10%), нарушения зрения и слуха (10%). Существует широкий спектр проблем, с которыми сталкивается ребенок-инвалид и его семья. Это такие проблемы: 1) образовательно-воспитательные - нехватка дошкольных и общеобразовательных учреждений для детей-инвалидов, нехватка кадров по работе с детьми-инвалидами; 2) медицинские - низкая амбулаторная помощь, наличие узких специалистов, нехватка медицинских препаратов; нехватка медицинского оборудования (коляски, протезы, слуховые аппараты); 3) психологические - ухудшение психологического климата в семье, психологическое угнетение детей-инвалидов, недостаток общения со сверстниками; 4) экономические - финансовые (проблемы с приобретением обуви, одежды, оплатой лечения, лекарств и медицинских процедур). В настоящее время применяемые меры в сфере социальной политики помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, носят пока разрозненный характер и остаются малоэффективными. Это обусловлено тем, что они не учитывают специфические социальные и медицинские проблемы и потребности конкретной семьи с ее особыми психологическими, материальными и другими проблемами. Например, медицинские учреждения не в полной мере оснащены современной диагностической аппаратурой; специальные учреждения не обеспечены на должном уровне квалифицированными специалистами-дефектологами. В стране не создана консультативная служба, где родители могли бы получить рекомендации по уходу и развитию ребенка-инвалида, практически нет литературы в помощь родителям и педагогам по обучению и воспитанию такой категории детей. Стоит отметить, что наряду со спектром проблем существует также и ряд льгот, на которые ребенок-инвалид и его семья имеют право: 1) социальные пенсии; 2) льготы по трудовому законодательству; 3) льготы на воспитание и обучение; 4) транспортные льготы; 5) льготы по медицинскому, санитарно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживанию; 6) жилищные льготы. Также предоставляется единовременная материальная помощь в соответствии с постановлением правительства Мурманской обл. [3]. В 2011 г. 8 семей, воспитывающих детей-инвалидов, получили такую помощь для приобретения дорогостоящих и жизненно необходимых лекарственных препаратов, медицинских средств и приспособлений на общую сумму 140 тыс. руб. Ребенок-инвалид и его семья также имеют право и на адресную государственную социальную помощь. В 2009 г. ею воспользовались 214 семей, в 2010 г. 188 семей и в 2011 г. 214 семей. Одним из приоритетных направлений для детей-инвалидов является создание для них образовательной среды. В Мурманской обл. в настоящее время последовательно осуществляется процесс интеграции детей-инвалидов в общеобразовательное учреждение: 48% обучаются в коррекционных классах общеобразовательных учреждений, 9% в общеобразовательных классах (федеральный целевой показатель в 2012 г. составляет 50%). Опыт этой работы накоплен в средней школе № 3 г.Апатиты, школе № 12 г.Ковдора, № 7 г.Полярного. Дети-инвалиды составляют 23% от общего числа обучающихся, воспитанников образовательных учреждений [4]. В рамках реализации мероприятий «Дистанционное образование детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» решаются вопросы безбарьерной среды по организации обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому [5]. 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz