Север и рынок. 2014, N 2.

В 2012 г. отток ПИИ из России был практически равен притоку - 2.5% ВВП, что значительно выше, чем, например, в Китае, который инвестировал за рубеж в форме ПИИ лишь 1% своего ВВП. Прямые инвестиции российских компаний утекают из России более интенсивно, чем в других странах, в силу двух серьезных болезней российской сырьевой экономики. Во-первых, это бремя накопленной за период роста нефтяных цен инфляции, а также связанная с этим относительная дороговизна российских товаров в валютном выражении. В сфере инвестиций это проявляется в заметно более низкой, чем у сгран-конкурентов, доходности проектов, связанных с притоком прямых иностранных инвестиций. Например, «нефтяному» Казахстану Россия по этому показателю проигрывает в два раза (13 против 26%), а Нигерии - почти в три раза [4]. Во-вторых, это неразвитость инфраструктуры и общая отсталость формальных и неформальных институтов. Другие сырьевые и вообще развивающиеся страны очень часто борются с этой болезнью (слабые и деформированные институты) созданием особых (специальных) экономических зон, где конструируется благоприятная для производства, инвестиций и инноваций среда. Такого рода обширные зоны (при всех их известных минусах) в условиях сегодняшней России выглядят чуть ли не единственным быстрым способом создать адекватные условия и для российских, и для иностранных инвесторов (включая не столько налоговые льготы, сколько нормальные правовые, институциональные, финансовые и инфраструктурные механизмы), что должно привести к стимуляции экономического роста. Одной из особенностей инвестиционной деятельности в России является значительная неравномерность динамики инвестиций по регионам, в том числе северным. Эго видно из гигантского разброса показателя роста иностранных инвестиций в региональном разрезе; так, в первом квартале 2013 г., который у лидеров и аутсайдеров варьировал в пределах от падения в 30 раз в Еврейской автономной области до роста в 6 раз и более в Астраханской обл. и Республике Марий-Эл. Этот рост, например, в Красноярском крае составил в первом квартале почти 50 раз, но от крайне низкой базы первого квартала прошлого года в 20 млн долл. Та же история: рост в 31 раз в Липецкой обл. от мизерной дтя перспективного промышленного региона базы в 27 млн долл. в первом квартале 2012 г. [5]. Проблема привлечения иностранных инвестиций также отражается в существующих представления потенциальных инвесторов о российской экономике: 55% из них говорят о том, что ведение бизнеса в России все еще осложняется целым рядом нерешенных политических, законодательных и административных вопросов [1]. Высокий уровень коррупции и недостатки законодательства продолжают ограничивать российский потенциал в области привлечения ПИИ. Также существует разница восприятия российского инвестиционного рынка у действующих и потенциальных инвесторов: 68% инвесторов, уже работающих на рынке, планируют наращивать свое присутствие в России. Однако те, кто еще не инвестировал в российскую экономику, проявляют осторожность. Такая ситуация сложилась потому, что инвесторы, еще не начавшие свою деятельность в стране, имеют плохое представление о существующих в ней инвестиционных возможностях. Отсутствие такой информации особенно заметно на региональном уровне: иностранные инвесторы знают только о крупных российских городах. Поэтому существует необходимость в реформах и упрощении законодательства по части экономики в целях привлечения новых инвесторов. Также важно определить факторы, сдерживающие рост компаний на региональном уровне, и принять меры по устранению таких препятствий. Кроме того, существующая излишняя зависимость экономики от экспорта нефти ставит перед Россией задачу формирования более сбалансированной экономики, способной обеспечить устойчивый рост в долгосрочной перспективе. Представляется, что в качестве первоочередных мер, направленных на привлечение иностранных инвестиций и повышение их позитивного вклада в экономику страны и ее регионов, могут быть предложенные следующие четыре шага: 1. Уменьшение административных барьеров за счет снижения уровня бюрократии и повышения эффективности законодательства и прозрачности системы регулирования предпринимательской деятельности 2. Сотрудничество в инновационной сфере за счет развития проектов в области НИОКР между зарубежными и российскими компаниями и укрепления партнерства между научными организациями и производственными предприятиями. 3. Повышение инвестиционной привлекательности регионов за счет обеспечения более сбалансированного развития экономики и снижения дифференциации экономически развитых регионов. Реализация государственных программ по развитию регионов и разработка программ, учитывающих региональные особенности, для более активного привлечения инвесторов. 4. Совершенствование бизнес-образования за счет проведения инновационных программ совместно с зарубежными университетами и расширения списка специальностей, по которым ведется обучение на российских факультетах бизнеса. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz