Север и рынок. 2014, N 2.

Но, несмотря на некоторые позитивные изменения в доходах, текущий уровень материального благополучия все еще не устраивает большую часть населения. Как известно, материальное положение людей оказывает непосредственное влияние на их покупательную способность. На рис. 1представлены оценки покупательной способности за последние шесть лет. 50,6 49 6 49,1 52 3 33,0 27,5— 28,4 32,4 22 ,. 5 9 Я0 8,0 10,7 Ю, 42р9_ 32,4 17,1 14 1 20,0 19=2 11,8 13,5 4’° 2,1 2,1 3,2 4’7 5 ’2 Денег не хватает даже Денег хватает только Денег достаточно для Покупка большинства Денег вполне на приобретение на приобретение приобретения товаров длительного достаточно, чтобы ни продуктов питания продуктов питания необходимых пользования не в чем себе не продуктов и одежды вызывает у нас отказывать трудностей □ 2008 □ 2009 □ 2010 □ 2011 □ 2012 □ 2013 Рис.1. Оценка респондентами своеіі покупательной способности в 2008-2013 гг., % Из пяти вариантов ответов 3-й вариант «денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды» наиболее популярен, что в целом характеризует общий уровень благосостояния в регионе. Колебания внутри вариантов (по годам) выглядят закономерными: изменения в динамике потребления реагируют на іфизис 2008-2009 гг. В кризисную осень 2008 г. и два последующих года увеличились доли тех, кому «денег хватало только на продукты питания» и «не хватало даже на продукты питания», [с. 2, 94]. Это в основном представители нижних социальных слоев. Более обеспеченные также почувствовали «дыхание» кризиса, указав, что покупка товаров длительного пользования стала для них затруднительной. В 2009 г. около половины респондентов (47.5%) отметили, что кризис их ощутимо коснулся, и проявилось это в увеличении расходов на потребительские товары и услуги, задержках и/или урезании заработной платы и социальных выплат. Эти явления в большей степени затронули работников бюджетной сферы и управленцев среднего звена. В 2012 г. показатели возвратились к докризисному уровню, что указывает на определенную стабилизацию покупательной способности населения. В 2013 г. оценки вновь снижаются, что связано с ухудшением ситуации в экономике и тревожными, нагнетаемыми ожиданиями новой волны кризиса. Вто же время об адаптированное™ населения к кризисам говорят предпочитаемые стратегии поведения в кризисный период. Если десятилетие назад преобладали настроения социального иждивенчества и основная масса населения рассчитывала на помощь государства, то сейчас более половины стараются найти дополнительные источники дохода, а 17% опрошенных выбрали режим жесткой экономии. Как показывает опыт предшествующих исследований, в периоды социальных преобразований, а также изменений в государственной политике в отношении отдельных регионов (особенно регионов Севера и Арктики) представления людей о своем положении в обществе (самоидентификации) могут резко контрастировать с их объективным положением (запаздывая или опережая реальные изменения). Результаты социологических исследований последних лет показывают, что качественных изменений в оценках самоидентификации жителей Мурманской обл. не произошло [3]. Безусловно, наиболее состоятельные представители регионального социума недоступны для получения такого рода социологической информации, но, тем не менее, можно сделать вывод, что притязания попавших в выборку респондентов, считающих себя «богатыми», достаточно невелики: в 2011 г. это составило 38.8 тыс. руб.. в 2012 г. - 40.6 тыс. руб. на члена семьи (табл.З). Таблица 3 Самоидентификация респондентов по уровню дохода на члена семьи в 2008-2013 гг. (по результатам опроса) Показатель 1 2008 г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 1 2013г. Доход«богатых»,руб. в месяц Соотношение дохода «богатых»к прожиточномуминимуму,разы Доходлюдей среднего достатка,руб. в месяц 21500 3.0 12450 25250.0 32 14140.7 30616.8 3.9 16354.8 38800.0 4.4 16198.6 40571.2 - 4.5 - 17466.6 24901 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz