Север и рынок. 2014, N 1.

Согласно статистике, сейчас в России на газовом топливе ездят только 100 тыс. автомобилей, хотя этот вид топлива и экологичней и экономичней, чем бензин или дизтопливо. При этом количество автомобилей с газомоторным топливом в 80 странах мира достигает 17 млн. В соответствии с прогнозом Минэнерго РФ, количество автомобилей на газомоторном топливе должно вырасти к 2030 г. в 25 раз (до 2.5 млн ед.), а количество газовых заправок в 17 раз (с сегодняшних 200, до минимум 3.5 тыс.), что позволит увеличить потребление газомоторного топлива в натуральном выражении в 20 раз. А это, в свою очередь, позволит сократить выбросы загрязняющих веществ на 12% и принесет в бюджет дополнительно 5.3 млрд долл. [9]. Надо отметить, что намеченный к 2030 г. уровень газификации автотранспорта весьма умерен: он не превышает прогноза Комитета автопроизводителей АЕБ по ежегодной продаже автомобилей в России, который на 2013 г. составляет около 3 млн ед. Основными причинами, препятствующими массовому переводу автотранспорта на газовое топливо в России, является отсутствие разветвленной сети заправок, а также производства качественного, надежного и дешевого оборудования для газификации автомобилей и сопутствующего сервиса. Последнее приводит к опасениям со стороны автомобилистов по поводу безопасности использования газа в качестве моторного топлива. Несмотря на это дочернее предприятие ОАО «Газпром» - «Газпромнефть» уже несколько лет занимается вопросами расширения сети газовых заправок и сегодня в России уже работает 89 станций «Газпромнефти», где можно заправить автомобиль газом, при этом 85 станций реализуют сжиженный углеводородный газ (СУГ) и 4 - компримированный газ (КПГ). В дальнейших планах компании строительство новых и переоборудования обычных АЗС в многотопливные автозаправочные комплексы (МАЗК) как на новых земельных участках, так и на месте существующих АЗС, размещенных возле городских газопроводных сетей. Несмотря на правительственную поддержку на внутреннем рынке, если не предпринять своевременных мер, то последствия «сланцевой революции» затруднят доступ российскому газу на рынки АТР, перечеркнут планы диверсификации экспорта газа и снижения зависимости от газового рынка Европы, негативно скажутся на бюджетных доходах страны. При этом незавидным окажется положение северных регионов России, таких как НАО, ЯНАО, ХМАО и ряда других, экономическое развитие которых сегодня напрямую связано с добычей и экспортом углеводородного сырья. Снижение цен на газ и нефть на мировом рынке в результате «сланцевой революции» может привести к консервации тех месторождений, добыча на которых сейчас находится на грани рентабельности, а также к «замораживанию» новых проектов, например, по освоению шельфовых месторождений северных морей России. И в этой связи можно еще раз отметить, что один «пострадавший» северный регион уже имеется - это Мурманская обл., поскольку фактически «замороженный» проект освоения Штокмана лишил областной бюджет существенных доходов, которые, по первоначальным планам, уже должны были туда поступать. Кроме того, в Мурманской обл. большинство производителей тепла работают на мазуте, обеспечивая 81-82% потребления тепловой энергии. При этом среднее «плечо» транспортировки мазута в Мурманскую обл. составляет около 2.5 тыс. км, а общий объем перевозок - 4.6 млрд т км. Освоение Штокмановского ГКМ могло бы снизить мазутозависимость региона и стало бы реальным вкладом в обеспечение его энергетической безопасности. Несомненным преимуществом проекта было и то, что по территории Мурманской обл. и Республики Карелия должен был пройти магистральный газопровод, что упростило бы создание региональной газотранспортной системы. Предполагалось, что 5% добываемого на месторождении газа должно было пойти на газификацию Мурманской области. По оценке специалистов, это позволило бы снизить цены на тепло на 35-40%, отказаться от поставок мазута и, частично, угля. Однако в результате «сланцевой революции» о Штокмановском проекте придется надолго забыть. Не очень радужные перспективы развития российской газовой отрасли, о возможности которых эксперты, в том числе - российские, предупреждали, начиная еще с 2004 г., и раньше, безусловно, потребуют внести серьезные коррективы, как в энергетическую стратегию России, так и в корпоративную стратегию «Газпрома». В них необходимо пересмотреть и усилить обоснование целей развития отрасли в соответствии с реалиями времени. И очень важно, чтобы в этом процессе было меньше политики и больше экономики. Литература 1. Дмитриенко Н. Сланцевый газ в Европе разочаровал инвесторов // Ведомости. - 2013. 18 апр. - UR L http://finance.rambler.ru/news/economics/126996822.html 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz