Север и рынок. 2014, N 1.
Данные исследования призваны преодолеть технологическое отставание Китая от развитых стран и создать собственную базу для добычи сланцевого газа, «а также помогут значительно снизить себестоимость добычи сланцевого газа и заметно повысить успешность геологоразведки» [6]. Исследования проводятся в инженерно-техническом институте при Китайской национальной нефтехимической компании Sinopec, которая в настоящее время в экспериментальном порядке ведет операцию по добыче сланцевого газа в Сычуаньской котловине на юго-западе Китая [6]. Прогнозы ведущих энергетических агентств и компаний указывают на то, что в будущем в мире продолжится рост добычи газа из нетрадиционных источников (см. табл.2) [4]. Таблица 2 Прогнозы добычи нетрадиционного газа в мире Организация 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г. 2035 г. ВР, млн т н.э. 596.1 1518.2 Департамент энергетики США, млн т н.э. 475 577.5 722.5 895 Международное энергетическое агентство, млрд м3 3982 5112 Важно также отметить, что когда речь идет о судьбе подконтрольного российскому государству газового монополиста - ОАО «Газпром», необходимо учитывать тенденции и на внутреннем рынке газа, в частности, негативный для «Газпрома» рост доли независимых поставщиков газа до 25%. Несмотря на столь пессимистичные для российского газового монополиста прогнозы, надо отметить, что рост потребления газа в Европе продолжится как минимум до 2025 г. и может составить до 28% [4]. Вторым фактором, положительно влияющим на перспективы поставки российского газа на рынки АТР, являются последствия крупной аварии на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 г. Из-за цунами АЭС «Фукусима-1» лишилась электроснабжения, что привело к прекращению охлаждения реакторов, расплавлению ядерного топлива и взрыву. При тушении пожара произошли значительные выбросы радиации в море и атмосферу. По оценкам специалистов, ликвидация последствий аварии займет от 30 до 40 лет. В настоящее время большинство атомных реакторов в Японии остановлены на внеплановую проверку их работоспособности, надежности и безопасности. Это привело к резкому росту закупок газа для тепловых станций, покрывающих дефицит электрической и тепловой энергии. Кроме того, на пути экспорта газа из США стоят серьезные препоны. В частности, в США существует промышленное лобби, противостоящее идее экспорта газа. Крупные американские компании, являющиеся потребителями газа, утверждают, что рост экспорта помешает им получать преимущества от низкой цены на газ на внутреннем рынке. В настоящее время цена спотовых контрактов в США на Henry Hub (распределительный хаб в Луизиане, где сходятся восемь крупнейших американских газопроводов) — 140-150 долл. за 1000 м3. При этом цена на газ в Европе - около 370 долл. за 1000 м3, а средняя цена спотового контракта в АТР (ориентиром для которого является цена на так называемый «Японский нефтяной коктейль» — индекс Japan Crude Cocteil (JCC)) сейчас около 600 долл. за 1000 м3, причем в 2013 г. она превышала и планку в 800 долл. за 1000 м3 [8]. Это сказывается на позиции Министерства энергетики США, которое, как считают представители газовых компаний, затягивает с решениями об одобрении заявок на экспорт газа в страны, не имеющие соглашений о свободной торговле с США. Министерство, в свою очередь, заявляет, что по каждой заявке должны быть выполнены всесторонние исследования, результаты которых подтвердят, что экспорт выгоден для США. В настоящий момент на рассмотрении в Министерстве энергетики США находятся 19 заявок на экспорт СПГ, однако пока одобрено только два проекта. В частности, в мае 2013 г. была одобрена заявка на экспорт СПГ через терминал компании Freeport LNG в страны, не имеющие соглашений о свободной торговле с США [8]. Возможно, существенную поддержку на внутреннем рынке окажет «Газпрому» правительство России. Во всяком случае, в середине мая 2013 г. российское правительство приняло постановление о переводе на газовое топливо не менее 50% общественного транспорта в стране [9]. Несмотря на отсутствие конкретных сроков перехода на использование газа, в правительстве заявляют, что нормативно-правовая база для него будет подготовлена уже к концу 2013 г. Минпромторг и Минтранс получили поручение председателя правительства РФ снизить или даже обнулить таможенные пошлины на компоненты для производства транспортных средств на газовом топливе. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz