Север и рынок. 2014, N 1.
Магаданская область 0.0 0.2 0.5 3.3 3.4 5.2 3.7 Чукотский АО 12.0 6.3 5.4 3.4 0.6 Регионы Севера и Арктики 0.7 2.0 1.7 1.9 1.2 1.5 2.1 Российская Федерация 5.0 4.7 4.6 5.0 4.5 4.8 6.3 Таблица 3 Численность исследователей с учеными степенями в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками, % [5] Субъект 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Республика Коми 20.4 21.9 20.0 21.7 61.1 24.1 26.7 Архангельская область 8.3 4.2 4.1 4.5 61.0 13.2 13.8 Мурманская область 20.9 22.4 23.4 22.7 45.4 23.3 23.8 Ханты-Мансийский АО - 7.5 6.8 5.6 7.0 65.5 11.5 14.3 Югра Ямало-Ненецкий АО 27.6 28.8 11.0 24.7 75.0 0.0 30.4 Республика Саха (Якутия) 22.0 23.2 24.2 25.3 52.2 27.7 29.6 Камчатский край 14.8 15.7 16.4 18.8 46.2 17.3 17.6 Магаданская область 18.5 17.7 17.9 19.5 50.2 21.0 25.4 Чукотский АО 10.4 7.7 8.1 8.3 47.2 11.8 10.5 Регионы Севера и Арктики 16.5 15.2 14.4 15.7 55.7 20.4 22.4 Российская Федерация 12.2 12.3 12.9 13.3 49.7 14.3 14.9 Россия находится в десятке стран - мировых «лидеров» по уровню износа основных производственных фондов. По этому показателю регионы Севера и Арктики не уступают среднероссийским (табл.4). По данным статистики степень износа основных фондов в РФ на конец 2011 г. составляет 46.3%, при этом в Ханты-Мансийском АО - 61.9%. В то же время по группе БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) уровень износа не превышает 35% [8]. Основные факторы, препятствующие инновационной модернизации экономики Севера и Арктики: • противоречие между тенденциями развития научно-технического потенциала и потребностями бизнеса; • нерациональное недропользование; • слабое обеспечение прогрессивных структурно-технологических сдвигов в продвижении передового технологического уклада; • снижение качества человеческого капитала и уровня кадрового обеспечения; • традиционное недофинансирование инновационной сферы; • несовершенная инновационная инфраструктура; • низкая активность интеграционных процессов и укрупнения бизнеса; • загрязнение природной среды; • несовершенство законодательной базы; • слабое развитие транспортных систем; • неэффективное управление энергоснабжением и энергосбережением. Для уменьшения противоречий между тенденциями развития научно-технического потенциала и потребностями бизнеса предлагается стимулирование инновационной деятельности, в том числе: • повышение инвестиционной привлекательности ключевых высокотехнологичных отраслей экономики путем реализации налогового, тарифного и других типов государственного регулирования и финансовой поддержки; • поддержка создания новых высокотехнологичных предприятий и их развития на ранних стадиях; • повышение доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки; • продвижение инновационной продукции и технологий на мировые рынки; • предоставление на конкурсной основе малым, средним и крупным компаниям грантов (субсидий). • Для повышения эффективности использования недр принципиально важно следовать принципу максимального извлечения сырья из северных месторождений с применением новейших 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz