Север и рынок. 2014, N 1.
Одной из причин отставания является структурное и технологическое отставание отечественного производства от передового уровня современных западных производителей. Для преодоления этого отставания должны быть приняты чрезвычайные действия по подъему экономики Севера и Арктики. Эти действия должны быть направлены на радикальное обновление технологии производства товаров и услуг. Только при этом условии возможно кардинальное снижение себестоимости, повышение потребительской ценности и качества продукции. Это обеспечит быстрый рост конкурентоспособности товаров, увеличение спроса и закрепление их на международном рынке. Таблица 1 Индекс промышленного производства, % к предыдущему году [5] Субъект 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Республика Коми 104.1 105.0 103.4 103.7 98.3 100.3 104.3 102.0 Архангельская область 117.3 99.1 105.9 102.6 100.4 102.3 82.1 95.8 Мурманская область 100.2 101.5 100.2 98.2 94.4 104.0 98.7 98.6 Ханты-Мансийский АО -Югра 104.2 103.8 102.4 100.5 96.9 101.8 97.8 97.8 Ямало-Ненецкий АО 98.0 102.9 95.2 99.4 92.5 107.3 102.0 97.8 Республика Саха (Якутия) 93.4 100.0 100.2 103.5 92.8 117.5 110.5 106.3 Камчатский край 106.6 101.6 103.9 103.0 99.7 105.0 120.1 107.8 Магаданская область 102.6 88.8 92.7 101.1 105.6 103.8 107.1 107.7 Чукотский АО 120.4 90.9 88.8 340.0 114.6 93.8 93.6 98.3 Регионы Севера и Арктики 105.2 99.3 99.2 128.0 99.5 104.0 101.8 101.3 Российская Федерация 105.1 106.3 106.8 100.6 90.7 108.2 104.7 102.6 Для Севера и Арктики необходима выработка четкой инновационной стратегии развития, нацеленной на реализацию прогрессивных технологических укладов, применение инструментов стимулирования инновационного процесса, а также формирование эффективной инфраструктуры с использованием новейших коммуникационных и информационных технологий [6]. Последовательность развития инновационных технологий в условиях рыночных отношений на Севере и в Арктике во многом зависит от потребностей регионов, которые связаны с обострением технических или иных проблем. Однако вследствие большой разобщенности производительных сил, участвующих в создании новых технологий, процесс формирования инновационно-технологической цепочки осуществляется крайне медленно и нуждается в государственном регулировании и стимулировании. В этом плане создание особых экономических зон - исключительно актуальная задача. Регионы Севера и Арктики обладают значительным инновационным потенциалом, практически еще не реализованным. Его эффективное использование предполагает концентрацию ресурсов на поддержание относительно высокого образовательного уровня; развитие сети университетов, академических институтов и других государственных научных организаций, формирование нового научно-технического задела. Это должно способствовать созданию системы генерации знаний, стимулированию деловой активности, а в итоге - организации производства конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг. Официальная российская статистика свидетельствует о низких показателях инновационной деятельности. Практически по всем показателям, связанным с инновационной активностью, регионы Севера и Арктики отстают от соответствующих значений Российской Федерации (табл.2). В то же время по показателям, определяющим научный потенциал, регионы Российской Арктики опережают среднероссийские (табл.3). Таблица 2 Объем инновационных товаров, работ и услуг, % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг [5, 7] Субъект 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Республика Коми 4.3 5.5 4.7 0.6 3.2 7.8 Архангельская область 0.4 0.3 0.1 0.1 0.3 0.4 0.2 Мурманская область 3.5 0.6 0.2 0.2 0.3 0.5 0.2 Ханты-Мансийский АО - Югра 0.0 0.6 0.6 0.7 0.5 0.9 2.2 Ямало-Ненецкий АО 0.6 0.0 0.2 0.4 0.3 1.4 1.5 Республика Саха (Якутия) 0.2 0.4 0.4 2.6 2.0 1.1 0.4 Камчатский край 0.1 0.0 1.1 0.0 0.0 0.1 0.4 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz