Север и рынок. 2014, N 1.
Важной характеристикой транспортной инфраструктуры является конфигурация транспортной сети, которая в итоге может влиять (улучшать или ухудшать) функционирование транспортной системы в целом. Например, средняя дальность перевозок за последние 50 лет увеличилась практически вдвое, а расстояние перевозки железной руды возросло с сотен километров до 2-3 тысяч. Вопрос очевиден: либо перенос производства, либо эффективная организация подвоза к нему ресурсов. Как было отмечено выше, созданные на предыдущем этапе хозяйственного освоения транспортные коммуникации староосвоенных регионов часто не отвечают современным направлениям территориального развития и геополитическим задачам. Таким образом, сохранение архаичной конфигурации транспортных коммуникаций, характерных для нашей страны, также один из барьеров развития территорий. Наряду с этим транспорт представляет собой диспозиционный ресурс региона, обладая рядом специфических свойств и признаков, к которым следует отнести: • во-первых, взаимозависимость от социально-экономического развития региона. Являясь инфраструктурной подсистемой региона, наряду с оценкой состояния, эффективности и оптимального размещения транспортной сети, необходима оценка развития региона и его влияния на перспективы развития региональной транспортной инфраструктуры; • во-вторых, проявление основного эффекта от функционирования транспорта в смежных видах экономической деятельности и социальной сфере. Известно, что внетранспортный эффект от улучшения обеспеченности дорогами в 8-10 раз превышает эффект на транспорте. Его количественная оценка достаточно сложна и неоднозначна. Собственно, это оценка синергетического эффекта, предполагающая использование многокритериальных постановок задач с наличием противоположных интересов участников экономического процесса, повышение требований к качеству аналитического инструментария; • в-третьих, опережающий эффект от развития транспортной инфраструктуры. Являясь опережающими, данные проекты не исключают высокой степени риска, в связи с большой долей неопределенности относительно будущих эффектов; • в-четвертых, необходимость обеспечения вариативности транспортных проектов, что предполагает многовариантный прогноз использования транспортной системы. Таким образом, учитывая особенности функционирования транспортных объектов, а также специфику арктических территорий, изобилующих трудно регулируемыми или фактически не поддающимися управлению факторами (суровый климат, мерзлота, заболоченность, удаленность районов освоения, повышенные эксплуатационные расходы), создание качественной транспортной системы требует сложной, научно обоснованной прогнозно-аналитической проработки, а их эффективность возможна лишь при комплексном хозяйственном освоении этих труднодоступных территорий. Литература 1. Селин В.С. Северные регионы России: экономическая динамика и проблемы развития// Регион: экономика и социология. - 2011. - № 4. - С.3-18. 2. Агранат Г.А. Российский Север: противоречия и надежды // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. - 2000. - № 1. - С.48-67. 3. Скуфьина Т.П. Региональная политика и Север России // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2010. - Т. 2, № 26. - С.60а-64. 4. Селин В.С., Башмакова Е.П. Приоритеты современных государственных стратегий развития арктических регионов // Регион: экономика и социология. - 2013. - № 1. - С.3-22. 5. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? / под ред. канд. геол.-мин. наук И.В.Прокофьева; Рос. ин-т стратег. исслед. - М.: РИСИ, 2011. - 194, [4] с. 6. Проект государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». - URL: http://www.minregion.ru/press_office/news/3752.html.; 7. Коновалов А.М. URL : http://www.rosnord.ru/strategy/standpoint/66-gosudarstvennoe-strategicheskoe- planirovanie -i-upravlenie -razvitiem-arkticheskoj -zony-rf. 8. Бугроменко В.Н. Транспорт в территориальных системах. - М.: Наука, 1987. 9. М.П.Мальская, Н.В.Антонюк, Ю.С.Занько, Н.М.Ганич. Крашознавство: т е о р ^ та практика. - URL : http://uchebnikionline.ru/turizm/krayinoznavstvo_-_malska_mp/krayinoznavstvo_-_malska_mp.htm 10. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихте С.Б. География мирового хозяйства: уч. пособие для вузов. - URL: http://add.coolreferat.com/docs/index-193.html?page=24 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz