Север и рынок. 2014, N 1.

• реализация масштабных инвестиционных проектов в Арктической зоне Российской Федерации; • покрытие российского сектора Арктики глобальными системами транспортной, энергетической и информационно-коммуникационной инфраструктуры, системами обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности, экологической безопасности и мониторинга; • создание и развитие локальных систем жизнеобеспечения в Арктической зоне Российской Федерации; • создание нормативной, организационной и научно-технической базы для развития Арктической зоны Российской Федерации и совершенствования системы государственного управления. Исходя из задач в состав государственной программы вошли четыре подпрограммы: 1. Развитие приоритетных секторов экономики Арктической зоны Российской Федерации (создание условий для интенсивного роста добывающих производств и секторов экономики с высокой долей добавленной стоимости). 2. Развитие опорной арктической инфраструктуры. 3. Развитие локальной арктической инфраструктуры жизнеобеспечения. 4. Обеспечение реализации государственной программы (создание системы управления реализацией государственной политики в сфере социально-экономического развития Арктической зоны РФ). Но, следует констатировать, что в федеральном бюджете на 2014 г. и плановые 2015 и 2016 гг. финансирование данной государственной программы не предусмотрено. В освоении или дальнейшем развитии северо-арктических территорий мы исходим из исключительной роли транспортной инфраструктуры, ее экстраординарной роли в развитии территориально-хозяйственных систем. Наличие эффективной функциональной модели транспортной инфраструктуры считаем одним из важнейших ресурсов прогрессивного развития территории. По своей сути, фактически создавая полезное пространство, транспорт является не просто сферой экономической деятельности, а элементом территории [8], тесно связанным с конкретными природными и социально-экономическими условиями и оказывающим влияние на нее по следующим направлениям: • как производственный ресурс («поставщик доступа»); • как стоимостной фактор (уровень транспортных издержек); • как фактор управления социально-экономическими процессами на территории (транспортная обеспеченность и доступность); • как фактор социально-экономического развития территории (пионерная роль транспорта, оказывающая эффект на дальнейшее размещение производительных сил территорий); • как мощный системообразующий фактор (способность транспортной инфраструктуры комплексно преобразовать территорию). Следует отметить, что эффект от ориентации на инфраструктуру транспорта во многих случаях превышает эффект от приближения к источникам сырья и топлива, даже в некоторых случаях для отраслей с ярко выраженной топливно-сырьевой ориентацией. Естественно, что концентрация производительных сил особенно ярко проявляется в регионах с развитой транспортной инфраструктурой. Не случайно наиболее динамичными являются староосвоенные районы [9]. Особо это актуально для нашей страны, где четко выделяются экономически активные и неосвоенные районы с ресурсными резервами, где существует проблема создания транспортной инфраструктуры, необходимой для преодоления разрыва между ресурсами и производством. Таким образом, транспортная инфраструктура играет системообразующую роль в формировании и развитии территориальной структуры хозяйства страны. Кроме того, территориальную организацию транспорта как продукт длительной эволюции, обусловленный влиянием социально-экономических и естественно-географических факторов, можно считать одним из показателей потенциальных возможностей территории [10]. Транспортные проекты являются опережающими, не имеющими явного спроса в настоящее время, но дающие колоссальный сдвиг в размещении производительных сил территорий. В настоящее время транспортная система Арктической зоны России представлена железнодорожным, автомобильным, воздушным, трубопроводным, морским и речным видами транспорта, кроме этого включает коммуникации, транспортные средства, порты, средства и объекты, сопровождающие транспортную деятельность. Как и в арктических регионах ведущих зарубежных стран, она ориентирована преимущественно на вывоз полезных ископаемых, завоз промышленных грузов и товаров для населения, а также транспортное обслуживание военных объектов, расположенных на арктическом побережье и островах. Однако в целом она 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz