Север и рынок. 2014, N 1.
а) экстремальные природно-климатические условия, включая низкие температуры воздуха, сильные ветры и наличие ледяного покрова на акватории арктических морей; б) очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения; в) удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок из других регионов России топлива, продовольствия и товаров первой необходимости; г) низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий. Вместе с тем, арктическая зона России, по сравнению с арктическими районами зарубежных стран обладает рядом специфических особенностей, к которым относятся: • значительная заселенность территории (2.3 млн чел., что больше половины населения Арктики в целом). Плотность населения - 0.63 человека на один км2 [6]; • наличие достаточно развитой промышленной инфраструктуры (электростанции, магистральные трубопроводы, транспортные объекты и др.) и уникального трансконтинентального маршрута - Северного морского пути. В связи с этим активная роль государства здесь неоспорима, тем более что к прямой ответственности государства относятся: сохранение единства транспортного пространства страны, обеспечение безопасности транспортного процесса, стратегическое развитие транспортной инфраструктуры, в том числе направленной на ликвидацию транспортной дискриминации населения, а также создание правовой базы транспортной деятельности и содействие в привлечении частных инвестиций. Современный опыт регулирования полярными районами в крупных приарктических государствах подтверждает активное функционирование различных государственных комиссий и советов, охватывающих практически все сферы жизнедеятельности в Арктике и представляющих интересы всех без исключения заинтересованных сторон, деятельность которых связана с этим макрорегионом [7]. Например, в основных направлениях арктической стратегии Канады , опубликованных в 2009 г. под названием «Северная стратегия Канады: наш север, наше наследие, наше будущее» всестороннее развитие севера определяется как важнейший приоритет, беспрецедентный в истории государства. При этом следует принять во внимание, что Арктика здесь - часть Севера и проблемы арктических территорий также рассматриваются в общем контексте [5]. Государственные стратегические документы РФ по развитию Арктической зоны** определяют приоритетность задачи, позиционируя ресурсные мегапроекты освоения Арктической зоны как мощный инновационный импульс во всей российской экономике. Однако главной проблемой по- прежнему остается несоответствие потенциальных возможностей территорий, обусловленных выгоднейшим экономико-географическим положением, высоким природно-ресурсным и промышленным потенциалом, существующему уровню инфраструктурной обеспеченности, в частности ее низкой транспортной освоенности, а часто и вовсе отсутствием транспортных коммуникаций. В рамках реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности до 2020 г. Министерством регионального развития РФ в Правительство РФ в ноябре 2013 7. внесен проект государственной программы РФ «Социально экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». В соответствии с Программой в состав Арктической зоны предлагается включить Мурманскую обл., Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, Республику Саха (Якутия), часть Красноярского края и Архангельской обл. [6]. Основными задачами представленного документа являются: Протяженность арктического побережья Канады уступает только России. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» (2008), «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности до 2020 г» - 2013 г., проект: «Подпрограмма «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012-2020 годы» (2011). 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz