Север и рынок. 2014, N 1.
ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОСВОЕНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ А .В .Ш п а к кандидат экономических наук, доцент, зав. сектором Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина КНЦ РАН Аннотация: Рассматриваются основные направления политики освоения северо-арктических территорий с позиций транспорта. Анализируются современные особенности и проблемы формирования транспортной инфраструктуры. Определяется роль и значение транспорта в освоении высокоширотных регионов. Ключевые слова: регионы Севера и Арктики, транспортная инфраструктура, государственная политика SPECIFICITY OF TRANSPORT DEVELOPMENT ON THE EXTREME TERRITORIES A .V .S h p a k PhD (Econ.), Associate Profession, head of sector G.P.Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences Abstract: The article considers the main directions o f the policy o f development the North-Arctic territories from the transport point o f view. The modern specificity and the problems o f forming the transport infrastructure are analyzed. The role and significance o f transport in development o f the high latitude regions are determined. Keywords: regions o f the Norh and the Arctic, transport infrastructure, state policy. Одним из основных противоречий формирования нового хозяйственного уклада в России явилось повышение роли Севера как ресурсной территории, с одной стороны, и сохраняющееся при этом кризисное состояние большинства высокоширотных регионов - с другой. Слабо освоенные территории Севера, составляющие три четверти пространства страны, значительно медленнее приспосабливаются к изменившимся экономическим условиям. При относительно высокой инвестиционной привлекательности, обусловленной ресурсным потенциалом, здесь намного ниже темпы модернизации экономики. Эти регионы за годы реформ утратили значительную часть воспроизводственного, в первую очередь, человеческого капитала [1]. «Заслугой» в этом являются не только кризисные эффекты, особо сильно проявляющиеся на территориях со специфическими природно-хозяйственными условиями, но и активный период в пересмотре северной политики 90-х годов прошлого века. По словам Г.А.Аграната, это период «рекордов безразличия, если не пренебрежения Севером...» [2]. Только за последние тринадцать лет приняты десятки нормативно-правовых актов, касаемых вопросов Севера. Эволюция региональной политики привела к тому, что регионы Севера в подавляющем числе базовых документов, касающихся территориального развития, перестали рассматриваться как особый объект государственного регулирования [3]. Ориентация на устранение особого статуса зоны Севера приводит к отрицанию особых условий хозяйствования и жизни населения этих регионов. В результате происходит фиксация системных проблем северных территорий [3]. В последнее время интерес существенно сместился в более высокие широты Севера - к арктическим территориям. Это привело к тому, что все приарктические государства, в число которых входят восемь стран - Дания (включая Гренландию), Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция - разработали и приняли на государственном уровне программные документы, выражающие их намерения в освоении Арктического региона [4]. Сегодня это не только глубоко региональная тема нашей страны, но и по сути, глобальный международный проект. И опять после периода разрухи и внешнеполитической апатии 1990-х гг. Россия пытается вернуть своё традиционное присутствие в Арктике, что вызывает явное неудовольствие многих государств [5]. Причина известна: в сравнении с другими циркумполярными странами Россия обладает самой протяженной береговой линией и самым широким шельфом в Арктическом бассейне. По экспертным оценкам, с учетом территорий, на которые претендует Россия, здесь сосредоточена большая часть прогнозируемых нефтегазовых ресурсов. Так или иначе, все это территории экстремального освоения. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года ключевыми факторами, рисками и угрозами, оказывающими влияние на ее социально-экономическое развитие, определяет: 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz