Север и рынок. 2014, N 1.

приоритетных задач формирования факторов национальной безопасности, предполагающих повышение эффективности конкретных мер управления в первую очередь, в экономической сфере. Конкретные проблемы и направления индустриализации регионов Северо-Арктической зоны представил в своем выступлении д.э.н., проф., зав. отделом ИЭП КНЦ РАН В.С.Селин. Разработанная им концепция индустриализации демонстрирует возможности повышения эффективности ресурсно-сырьевого сектора Северо-Арктической зоны, в первую очередь за счет усиления технического уровня производства, комплекса мероприятий повышения извлечения и глубины переработки сырья. При этом подчеркивается, что добывающие отрасли и корпорации, обладающие мощными финансовыми ресурсами, должны выступать стратегическими заказчиками техники и новых технологий у обрабатывающих производств. Реализация обозначенных задач индустриализации Арктики, включая вопросы экологизации, невозможна без осуществления действенного партнерства власти и бизнеса, на что указали в своих выступлениях м.н.с. А.П.Кузнецов и м.н.с. Е.Д.Разгулина (Институт социально-экономического развития территорий РАН). Развитие проблемы формирования действенной политики устойчивого развития арктических территорий на уровне городских округов продолжилось в выступлении зав. сектором международных связей Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН Е.М.Ключниковой. Она обосновала насущную необходимость повышения роли экологизации принимаемых на местном уровне решений по основным направлениям экономической политики в связи с особенностями северных территорий, характеризуемых малой экологической емкостью природной среды, низкой биопродуктивностью экосистем, которые делают неприемлемым использование общепринятых методов и приемов освоения природных ресурсов, градостроительства и т.д. Поднятые вопросы экологизации принимаемых решений тесно связаны с развитием инновационных технологий обеспечения жизнедеятельности экономики и социальной сферы Арктики. В результате обсуждения многочисленных докладов, посвященных факторам и проблемам инновационного развития Севера и Арктики (доклады д.э.н., проф., декана эономического факультета В.С.Жарова (Петрозаводский государственный университет, Кольский филиал), к.т.н., доц., зав. отделом В.А.Цукермана, н.с. Е.С.Горячевской, м.н.с. Н.Г.Меньших, к.э.н., в.н.с. Ю.Ф.Куранова (ИЭП КНЦ РАН), к.т.н., н.с. А.В.Вицентия (Институт информатики и математического моделирования КНЦ РАН); к.э.н., н.с. Л.Ю.Никифоровой (Институт проблем региональной экономики РАН)), не только выделены известные проблемы инновационного движения Арктики, но и аргументированы выгодные предпосылки его активизации, включая выгодное экономико­ географическое положение, развитие транспортных путей, в том числе СМП, международное сотрудничество в рамках Евро-Арктического региона, развитие транспортной системы, прежде всего портовой инфраструктуры, ледокольного флота, современных автомобильных и железнодорожных коридоров, системы межрегиональных авиационных сообщений с учетом северной специфики, информатизацию и др. Ряд исследователей-североведов, представлявших свои доклады, в рамках поиска новых точек инновационного развития обращались к различным составляющим экономики и социальной сферы Арктики, перечислить все из них не представляется возможным (выступления к.т.н., доц., в.н.с. Котомина, к.э.н., с.н.с. А.А.Гасниковой (ИЭП КНЦ РАН) и др.). При этом не только в этих, но и буквально в каждом секционном выступлении подчеркивалась необходимость создания определенных институциональных условий ведения бизнеса и развития социальной сферы зоны Арктики, включающих механизмы протекционизма и компенсационности. При этом, по мнению участников, следует обратиться к международному опыту региональной политики выравнивания, охарактеризованному в выступлении к.э.н., доц., с.н.с. ИЭП КНЦ РАН М.В.Ульченко. Механизм создания адекватных институциональных условий - в разработке специфического законодательства по отношению к Арктике. В этой связи чрезвычайно злободневным выглядят представленные исследования по вопросам районирования, специфики выделения Арктической зоны РФ. Особенное внимание участников секции было обращено на решение научной проблемы активизации развития Северного морского пути (СМП). Современное состояние и проблемы нормативно-правового обеспечения СМП, освещенные в работах и выступлениях д.э.н., проф. зав. отделом В.С.Селина, с.н.с. М.А.Тараканова (ИЭП КНЦ РАН) и др., указали на необходимость разработки специализированной федеральной целевой программы развития СМП. Секция 2. «Рациональное природопользование и охрана окружающей среды на территориях Севера и Арктики». Руководители: д.э.н., проф., директор ИЭП КНЦ РАН 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz