Север и рынок. 2014, N 1.
обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в Арктической зоне, в том числе с использованием ресурсов ГЛОНАСС. В мероприятиях программы для повышения эффективности системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации запланировано создание (в том числе с использованием авиационных и космических технологий, ресурсов ГЛОНАСС) специализированных аварийно спасательных центров и центров мониторинга и ситуационного анализа угроз и рисков чрезвычайных ситуаций в городах и поселках арктического побережья (Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Дудинке, Тикси, Певеке, Провидении), а также создание сегмента системы контроля обстановки, инфразвукового и сейсмического мониторинга разномасштабных динамических явлений природного и техногенного генезиса в пределах подлежащих освоению нефтяных и газовых полей Арктической зоны, развертывание 4 сейсмоинфразвуковых комплексов на островах Арктики и прибрежных территорий. К настоящему времени уже создан и функционирует морской спасательный подцентр Тикси, завершены работы по созданию морского спасательно-координационного центра Диксон и морского спасательного подцентра Певек. К концу 2013 г. будут завершены работы по созданию еще четырех арктических пунктов передового базирования аварийно-спасательных формирований в портах Тикси, Диксон, Певек. В разработанном ФГУП «Росморпорт» проекте Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года в качестве приоритетного направления развития Арктической зоны сформулировано, что восстановление функций СМП для безопасного плавания по его трассам предполагает модернизацию арктических портов Хатанга, Тикси, Певек, Дудинка, Диксон и создание новых отгрузочных терминалов Индига, Мурманск [10]. Среди законодательных мероприятий, заслуживающих особого внимания, названы: законодательное закрепление соблюдения повышенных экологических стандартов в Арктике; законодательное и налоговое стимулирование внедрения энергоэффективных и природоохранных технологий в портовую деятельность; законодательное налоговое стимулирование на уровне бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ частных инвестиций в объекты портовой инфраструктуры (в виде предоставления льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль). Основой безопасности плавания судов в ледовых условиях Северного морского пути является ледокольный флот. В Комплексном плане по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал специальным разделом выделены мероприятия по строительству атомных ледоколов для проводки танкеров по Севморпути. Как показали дальнейшие события, именно такая взаимоувязка стала решающей для выделения необходимого финансирования для строительства атомного ледокола нового поколения. Постановлением Правительства РФ 19 августа 2013 г. № 715 «Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство двух серийных универсальных атомных ледоколов» принято осуществить в 2014-2020 гг. за счет федерального бюджета строительство двух атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт. Общий объем бюджетных инвестиций в строительство этих ледоколов на период с 2014 по 2020 г. составит 86.1 млрд руб. Сметная стоимость строительства первого ледокола - 42.0 млрд руб., второго - 44.1 млрд руб. На сайте Правительства РФ в связи с принятием этого постановления отмечена увязка такого строительства не только для своевременной замены действующего атомного ледокольного флота, но и для круглогодичного вывоза углеводородного сырья с полуострова Ямал (необходимо построить и Необходимо отметить, что в апреле относительно проекта этого постановления, разработанного госкорпорацией «Росатом», Минфин РФ предлагал обсудить изменения в проект постановления о том, что «государство готово выделить 16.3 млрд руб. (предусмотрены федеральным бюджетом на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг.)». В 2016-2019 гг. финансирование строительства должно быть обеспечено «исключительно за счет внебюджетных источников в объеме 25.6 млрд руб.». Таким образом, объем государственного финансирования составил бы 38.9% от стоимости первого ледокола. Кроме того, Минфин готов был до 2016 г. оплатить до 30% от стоимости второго ледокола. В итоге общий объем бюджетного финансирования двух ледоколов составил бы 29.5 млрд руб., а внебюджетного - 56.5 млрд руб. По мнению экспертов, привлечение внебюджетного финансирования в любом случае резко удорожит тарифы на фрахт атомных ледоколов: если цена вырастет, использование атомных ледоколов станет нерентабельным и грузоотправителям будет выгоднее пользоваться дизель-электрическими ледоколами. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz