Север и рынок. 2014, N 1.

с категорией ледовых усилений Ice3 с июля по 15 ноября могут плавать под проводкой ледоколов в Чукотском море в средних ледовых условиях, а в Карском море - в тяжелых условиях. Для судов без ледовых усилений и с категорией ледовых усилений Ice1 - Ice3 плавание в акватории СМП с 16 ноября по июнь запрещено. Судам категорией ледовых усилений Ice4 - Ice9 разрешается круглогодичное плавание в легких ледовых условиях как самостоятельно, так и под проводкой ледокола во всей акватории СМП. Допуск на Северный морской путь судов категорий ледовых усилений Ice4 - Ice9 в средних и тяжелых ледовых условиях зависит от сезона плавания, категории ледовых усилений и участков акватории СМП. Для ледоколов с категорией ледовых усилений Icebreaker6 - Icebreaker8 с июля по ноябрь разрешено самостоятельное плавание. В п. 3 новой статьи 5.1 Кодекса торгового мореплавания установлено, что «организация плавания судов в акватории Северного морского пути осуществляется администрацией Северного морского пути, созданной в форме федерального казенного учреждения и выполняющей следующие основные функции: 1) прием заявлений о получении разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, рассмотрение таких заявлений и выдача разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути; 2) мониторинг гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в акватории Северного морского пути; 3) согласование установки средств навигационного оборудования и районов проведения гидрографических работ в акватории Северного морского пути; 4) предоставление информационных услуг (применительно к акватории Северного морского пути) в области организации плавания судов, требований к обеспечению безопасности плавания судов, навигационно-гидрографическому обеспечению плавания судов, обеспечению осуществления ледокольной проводки судов; 5) выработка рекомендаций по разработке маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в указанной акватории; 6) содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории Северного морского пути; 7) выдача удостоверений лицам, осуществляющим ледовую лоцманскую проводку судов, о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути; 8) содействие в проведении операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами, сточными водами или мусором. Распоряжением Правительства от 15 марта 2013 г. № 358-р было создано федеральное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути», офис которого расположен в Москве, в Архангельске в здании морского пароходства, открылось представительство. О характере действий организации в течение первого месяца ее работы можно судить по сообщению на сайте Арктик-Инифо от 22 мая 2013 г. [6]. В Администрацию СМП за первый месяц работы поступило 47 заявлений на плавание судов в акватории Северного морского пути. Администрация выдала 20 разрешений судовладельцам, таким как ОАО «ГМК "Норильский никель"», «Северное речное пароходство», «Мурманское морское пароходство» (ММП), ООО «Реском-Тюмень», ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция». Кроме того, было выдано 10 отказов, в том числе ММП, самая распространенная причина которых - окончание срока действия классификационного свидетельства. Судну Svenja под флагом Антигуа и Барбуда было отказано, поскольку оно не имеет ледового усиления и не соответствует заявленному периоду плавания. Также не получил разрешения на транзит теплоход Lone (Германия), поскольку судовладелец не сообщил о себе полную информацию. Кроме того, не получило разрешение на плавание в акватории Северного морского пути китайское пассажирское судно Hong Xing, поскольку экипаж не предоставил свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом. Важным в Кодексе торгового мореплавания стало положение о том, что «оплата ледокольной проводки судна, ледовой лоцманской проводки судна в акватории Северного морского пути осуществляется исходя из объема фактически оказанных услуг». 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz