Север и рынок. 2014, N 1.
INNOVATIONS IN REGULATORY SUPPORT OF THE NORTHERN SEA ROUTE M.A.Tarakanov Senior Researcher G.P.Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences Abstract. Innovations for realization o f the aims o f the Maritime Doctrine o f the Russian Federation regarding the Northern Sea Route are considered through the comparison o f Article 234 realization o f the United Nations Convention on law Sea 1982 in the national regulatory and legal framework. The comparison has been made on the basis of: Navigation Rules along the Northern Sea Route approved by the Ministry o f Marine Fleet o f the USSR o f September 14, 1990 and requirements to design, equipment and provision o f vessels going along the Northern Sea Route (1990); the Federal law o f 28.07.2012 No. 132-FZ « On amendments to certain legislative acts o f the Russian Federation regarding state regulation o f commercial navigation in o f the Northern Sea Route” (entered into force on January 27, 2013) and Navigation Rules in waters o f the Northern Sea Route approved by the Decree o f the Ministry o f transport o f the Russifn Federation No.7 on January 17, 2013. The specificity o f regulatory support to building o f universal atomic icebreakers o f Project 22220 with capacity o f 60 MW is considered/ Keywords: The Northern Sea Route, Navigation Rules, universal atomic icebreakers. Дважды - сначала в СССР в 1990 г., а затем в России в 2012 г. - в национальном нормативно правовом поле в отношении Северного морского пути были предприняты усилия по реализации статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в которой записано: «Прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его. В таких законах и правилах должным образом принимаются во внимание судоходство и защита и сохранение морской среды на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных». 14 сентября 1990 г. Министерством морского Флота СССР были утверждены Правила плавания по трассам Северного морского пути, в развитие которых было выпущено Руководство для сквозного плавания судов по Северному морскому пути, включающее национальные Требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по Северному морскому пути (далее - Требования). В Правилах плавания 1990 г. было закреплено следующее определение: «Северный морской путь - это расположенная во внутренних морских водах, территориальном море (территориальных водах) или экономической зоне СССР, прилегающих к северному побережью СССР, его национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные для ледовой проводки судов трассы, крайние пункты которых ограничены на западе западными входами в Новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке, в Беринговом проливе, параллелью 66° северной широты и меридианом 168°58"37" западной долготы». Реформы России начала 1990-х гг. внесли существенные изменения в систему управления Северным морским путем. Правила плавания 1990 г. стали не правомочны регулировать судоходство в акватории Северного морского пути, поскольку Администрация СМП, как уполномоченная Правительством РФ государственная организация, была ликвидирована, а судовладельцы (операторы) ледокольного флота и государственные морские пароходства, включая их подразделения - Штабы морских операций, приватизированы. С учетом новых реалий, связанных с техническим прогрессом, с тем, что Россия, активно участвуя в международной жизни, адаптирует национальное законодательство к международному, был принят Федеральный закон от 28.07.2012 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» (вступил в силу 27 января 2013 г. по истечении 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz