Север и рынок. 2014, N 1.

Индикатором научно-технического состояния страны может служить структура внешней торговли. В 2000-2010 гг. ввоз машин, оборудования и транспортных средств вырос примерно в 10 раз, к концу рассматриваемого периода готовая техника составляла почти половину всего российского импорта. По данным Evrostat, за семь лет Евросоюз увеличил закупки топлива в России в 3 раза, а российские закупки техники у компаний Германии и других стран ЕС повысились в 5 раз. Техническая зависимость от Европы росла опережающими темпами [2]. Однако даже такие масштабные закупки не создают основу для системной модернизации производственного потенциала. Вся ввозимая техническая армада «растворяется» на огромных пространствах и не решает стратегических задач. Россия - рекордсмен по объему земляных работ. Масштабное дорожное хозяйство, добывающие отрасли являются весьма емкими для соответствующей техники, а сами мы ее почти не производим. Наличие больших (и пока плохо используемых) сельскохозяйственных угодий уже сейчас требует новой техники и технологии. Здесь огромные резервы для создания конкурентоспособных производств и насыщения внутреннего рынка. Догоняющий вариант модернизации имеет цель инновационного развития собственного российского производства, адаптационное перенесение в отечественную промышленность новейших технологий. Собственно, именно такой подход в 1960-е годы применяла Япония, последовательно развивая металлургию, химию и, наконец, электронику. Его не менее успешно последние двадцать лет использует Китай, в 2012 г. вышедший на первое место по числу производимых автомобилей и быстро совершенствующий их качественные характеристики. Импортоориентированный вариант, который применяется сейчас, в основе имеет закупку за рубежом техники и технологий для модернизации. В случае ориентации на импорт страна, не являющаяся производителем, выступает в качестве пользователя зарубежных достижений, создающих некоторые условия для модернизации. Однако в этом варианте редко происходят существенные сдвиги в технологическом уровне экономики, в лучшем случае он стабилизируется и нет дальнейшего отставания. Пока он является доминирующим, к тому же, как уже отмечалось, поражают масштабы вытеснения отечественного производства в отдельных видах машин и оборудования. Доля импорта в обновлении парта составляет по персональным компьютерам 94%, станкам металлорежущим - почти 100%, экскаваторам - 86%, бульдозерам - 65%. Даже в автопроме, где активно формируется сборка иномарок, по легковым автомобилям и автобусам эта доля составляет 37%, по грузовым автомобилям - 27% [3, с.18]. Необходимо отметить, что главным фактором, позволившим избежать экономического коллапса, явилось сохранение основных ресурсных отраслей и более чем 3-кратное сокращение затрат в оборонный сектор. При этом резко сократилась емкость внутреннего рынка, и добывающим предприятиям, и корпорациям пришлось резко усилить экспортную ориентацию. Уже за первые годы реформ удельный вес продукции, продаваемой за рубеж, вырос в нефтехимии и черной металлургии в 2 раза, в цветной металлургии - в 3-4 раза, а в производстве минеральных удобрений - почти в 5 раз. Однако это позволило ресурсным отраслям сохранить как инвестиционную привлекательность, так и, в определенной мере, достаточно высокий инновационный уровень. Конечно, северные и арктические регионы будут занимать в процессе новой индустриализации специфическое положение. Здесь не будут строиться машиностроительные (включая станкостроительные) заводы, поскольку это экономически невыгодно из-за повышенных издержек в особых условиях хозяйствования. Но должна резко повыситься эффективность самого ресурсно-сырьевого сектора за счет комплекса мероприятий по повышению извлечения и глубины переработки сырья. Главное, что на первом этапе индустриализации добывающие отрасли и корпорации, обладающие мощными финансовыми ресурсами, могут и должны выступать стратегическими заказчиками техники и новых технологий у обрабатывающих производств. Исследования, проводимые в Институте экономических проблем КНЦ РАН, позволили сделать целый ряд выводов по проблемам и направлениям «третьей» индустриализации в стране и ее северных регионах [4, 5]: • «деиндустриализация» в Российской Федерации приняла катастрофические масштабы и может оказаться основным фактором потери конкурентоспособности национальной экономики; • для восстановления промышленного потенциала необходима комплексная долгосрочная государственная стратегия, основанная на государственно-частном партнерстве и дифференцированная для различных регионов страны; 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz