Север и рынок. 2014, N 1.
Масштабы работы ОАО «Кольская ГМК» в области социальной ответственности бизнеса определяет высокий уровень организации данного направления в материнской компании. Необходимо отметить, что ГМК «Норильский никель» имеет интегрированный в организационную структуру холдинга административный механизм управления развитием корпоративной социальной ответственностью, а также располагает долгосрочной стратегией собственного устойчивого развития (в том числе и в области социальной ответственности), зафиксированной в основополагающих корпоративных документах. ОАО «Ковдорский ГОК» является градообразующим предприятием Ковдорского района Мурманской обл. и структурным подразделением ОАО «ЕвроХим». Значимость компании для местного сообщества определяется тем, что она обеспечивает почти половину рабочих мест в муниципальном образовании и более половины собственных доходов местного бюджета. Социально ориентированная деятельность компании подробно освещена в её отчётности и включает широкий перечень направлений. Основные расходы в 2011 г. были направлены на финансирование мероприятий по охране труда (52.3 млн руб.), социальных программ и обязательств компании (32.8 млн), на поддержку социально значимых проектов и финансирование благотворительной деятельности (24 млн) программ [6]. Проведенный анализ участия крупного бизнеса в социально-экономическом развитии северных регионов России позволил сделать следующие выводы. Современный российский бизнес в первую очередь заинтересован в укреплении собственного кадрового потенциала. Задачи же поддержания социальной стабильности в обществе и развития территории присутствия находятся на втором плане. Стоит отметить значительную сложность в получении достоверной информации о реальных объёмах и источниках расходования ресурсов на финансирование тех или иных мероприятий. Дело в том, что большинство корпораций формируют социальную отчётность только на уровне холдинга в целом. При этом раскрытие информации о социальных программах в отчётах и стратегиях развития предприятий, входящих в состав холдинга, как правило, осуществляется в гораздо меньших объёмах. В своей статье В.В.Снегов и к.э.н. В.В.Дядик констатируют, что деятельность российских компаний недостаточно системна [6]. Несмотря на то, что материнские компании холдингов стремятся соответствовать по набору декларируемых стимулов и направлений деятельности в области социальной ответственности мировым тенденциям, «на местах» работа ведётся не по всем заявленным направлениям. Периферийные предприятия реализуют стихийно сложившуюся совокупность социально ответственных практик. Работа же управляющих компаний часто сводится к консолидации на уровне группы в стройные отчёты разнородной информации о мероприятиях, реализованных периферийными предприятиями. Стоит отметить, что отечественные компании, реализующие лучшие в России социальные программы, предпринимают действия, направленные на выработку последовательного и системного подхода к корпоративной социальной ответственности, однако их внешние социально ориентированные программы осуществляются на уровне разовой благотворительности [8]. В процессе приватизации крупные бизнес-структуры сосредоточили в своих руках основную часть национального богатства, но при этом не приняли на себя соответствующей доли ответственности за социально-экономическое развитие страны. Вклад компаний в социально-экономическое развитие территорий остается пока крайне малым. Выход из данной ситуации видится в активизации совместных действий власти и бизнеса [2]. Как показывает мировой опыт, тесное сотрудничество государства и бизнеса - необходимое и важное условие успешного развития страны. Наиболее яркий пример такого сотрудничества - Japan Incorporated, японская модель частно-государственного стратегического управления развитием страны. Быстрому восстановлению экономики Германии поспособствовала модель социально ориентированной рыночной экономики: государство и бизнес совместно планировали масштабы и направления кредитования производства, ценовые ориентиры, уровни заработной платы и налогов. Англосаксонская модель развития начиналась с королевских частно-государственных торговых компаний, обеспечивших Великобритании освоение ее гигантских заморских колоний. В опыте американских и европейских компаний задача обеспечения квалифицированного расходования благотворительных средств решается за счет обращения к некоммерческим организациям. Например, в США в городах со сложной социально-экономической ситуацией широко распространена практика реализации программ местного социально-экономического развития, объединяющих усилия и средства бизнеса и органов местного самоуправления. При этом обе 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz