Север и рынок. 2014, N 1.
В 2004 г. Российским союзом промышленников и предпринимателей с целью обобщения коллективного опыта ответственной деловой практики компаний, базирующейся на принципах Социальной хартии российского бизнеса, и продвижения основ социализации бизнес-структур создан банк корпоративных практик социальной направленности компаний, действующих на территории Российской Федерации. По данным на I полугодие 2013 г. зарегистрировано 256 программ (корпоративные практики) 126 компаниями различных отраслей экономики (табл.1). Таблица 1 Практика российских компаний в области корпоративной социальной ответственности Программы Отраслевая принадлежность Количество направленные направленные кодексы, компаний компаний всего на работников компании на внешнее сообщество политики, стандарты Нефтегазовая 17 51 22 17 12 Энергетика 19 30 14 10 6 Металлургическая и 18 44 28 13 3 горнодобывающая Производство машин и 18 26 20 3 3 оборудования Химическая, нефтехимическая, 9 18 8 4 6 парфюмерная Деревообрабатывающая, 1 1 1 - - целлюлозно-бумажная Производство пищевых продуктов 4 14 6 4 4 Телекоммуникационная 5 7 3 4 - Финансы и страхование 8 17 6 6 5 ЖКХ и бытовое обслуживание 2 4 1 1 2 Розничная торговля 2 3 2 1 - Транспорт и дорожное хозяйство 10 22 13 3 6 Общественное питание, 1 1 1 - - гостиничное хозяйство Строительство 3 6 3 3 - Сельское и лесное хозяйство 3 5 2 3 - Образование, наука, культура 2 2 1 1 - Прочие виды услуг 4 5 4 1 - Итого 126 256 135 74 47 Источник: Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов. - URL: http://xn--o1aabe.xn-- p1ai/simplepage/476 Как показывает анализ, наибольшее внимание российские компании уделяют вопросам социальной политики в отношении работников: повышение квалификации и образования, система мотивации, охрана здоровья и улучшение условий труда, добровольное медицинское страхование, корпоративные пенсионные фонды и пр. Что касается их участия в развитии территорий присутствия, то оно осуществляется через инвестиционные программы технической модернизации, экологические программы, а также благотворительность и спонсорство. Следует подчеркнуть, что вклад компаний в социально-экономическое развитие территорий остается пока крайне малым, предпринимательский сектор пока явно недостаточно участвует в обеспечении социальных потребностей общества. Вместе с тем российские корпорации играют важную роль в обеспечении устойчивого развития территорий - это, прежде всего, доля в доходах региональных бюджетов и в доходах населения, создание рабочих мест, развитие инфраструктурных объектов и реализация задач по увеличению валового внутреннего продукта. Следовательно, в настоящее время крупный бизнес может выступать равноправным партнером социально-экономического развития территорий. Безусловно, вклад крупных предприятий должен быть больше. В Вологодской обл. таким крупным предприятием является ОАО «Северсталь». Это градообразующее предприятие г.Череповца. В докризисный период здесь трудилось 34 тыс. чел., предприятие имело детские сады, 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz