Север и рынок. 2014, N 1.

способствующие ускоренной модернизации материально-технической базы высших учебных заведений; - содействовать формированию научно-образовательных центров; - стимулировать создание специализированных учебных центров подготовки кадров, в том числе для коренных малочисленных народов. Российские территории Севера и Арктики обладают значительным человеческим потенциалом, адаптированным к жизни и работе в экстремальных условиях. Наличие квалифицированных трудовых ресурсов, высокообразованных инженерно-технических, научных и преподавательских кадров вместе с уникальным природно-ресурсным потенциалом, развитым индустриальным комплексом и значительным культурным потенциалом, обогащенным этнокультурным достоянием коренных народов Севера, создают необходимые предпосылки для устойчивого развития северных и арктических территорий России. При этом организационно­ экономический механизм активной промышленной политики должен базироваться на интеграции интересов и ресурсов бизнеса, региональной и муниципальной власти, общественных институтов. Серьезным и необходимым этапом на инновационном пути пространственного развития территории Севера и Арктики является создание инновационной инфраструктуры. Опыт зарубежных стран убедительно свидетельствует о том, что в условиях глобальной конкуренции выигрывает тот, кто располагает развитой инфраструктурой инновационной деятельности. Под инновационной инфраструктурой принято понимать совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инновационных продуктов [6]. Развитие инновационной инфраструктуры, как правило, предусматривает создание сети консалтинговых, информационных, финансовых и других организаций, деятельность которых направлена на поддержку и развитие инновационной деятельности. В зависимости от объемов спроса на услуги со стороны научно-технического комплекса инфраструктурные функции могут выполнять малые организации, созданные на базе действующих научных и образовательных учреждений, а также специализированные организации, располагающие собственной материальной и кадровой базой. Специфика северных территорий, по нашему мнению, предъявляет требования нового подхода (отличного от подходов других регионов РФ) к инфраструктурному обеспечению научно - технической и инновационной деятельности. Главным отличием должно стать то, что создание элементов инновационной инфраструктуры должно происходить не разрознено, а в виде построения рыночно ориентированных инфраструктурных комплексов. При этом рыночная ориентация комплекса будет определяться его способностью обеспечивать выполнение всех своих функций в условиях современной экономики и возможностями быстрой адаптации к изменениям спроса на инфраструктурные услуги по объему, составу и качеству. Для инновационного пространственного развития территорий Севера и Арктики необходимо создание системы территориального планирования, а также совершенствование законодательной базы. Литература 1 . Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года. - URL: http://www .dvinaland.ru/economy/strategy/ 2. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: утв. президентом РФ). - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142561 3. Пилясов А.Н. Контуры Стратегии развития Арктической зоны России // Арктика. Экология и экономика. - 2011. - № 1. 4. Цукерман В.А., Меньших Н.Г. Образование как фактор устойчивого развития экономических систем Севера и Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2013. - № 3. - С.85-89. 5. Матвеев О.А. Проблемы и перспективы инновационного развития регионов Севера // Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации: науч.-информ. бюлл. / Комитет по делам севера и малочисленных народов. - 2010. - Вып. 11. 6. Цукерман В.А. Концептуальные основы инновационного промышленного развития Севера и Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2012. Т. 3, № 31. - С. 146-150. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz