Север и рынок. 2014, N 1.

в этом случае будет инициироваться сырьевыми компаниями, перед которыми встанет необходимость модернизации своего производства в связи с введением жестких технических и экологических ограничений по добыче и переработке сырья, а также введения повышенных пошлин на вывоз сырья с низкой степенью переработки. В то же время государство, которое делает ставку на создание комфортных условий для жизни населения на северных территориях, должно соблюдать сочетание качества с эффективностью. Содержание определенной численности населения в условиях Севера и Арктики должно быть экономически обоснованным. Для этого необходимо разработать соответствующую программу, которая должна ответить на вопросы потребности, то есть оптимизации численности населения, переселения в регионы части населения, снижения издержек проживания в условиях Севера и Арктики. Это должны быть изменения в сфере ЖКХ, в энергоснабжении, коммуникационном развитии, что приведет к спросу на инновации и в этих отраслях. Инвестиции в промышленное производство и инфраструктуру, особенно для нового строительства, должны сопровождаться внедрением наиболее передовых технологий и техники. Формирование новых производственных и инфраструктурных комплексов должно основываться на требованиях энергоэффективности, надежности систем жизнеобеспечения, высокой экономичности. Инновационное развитие экономики связано с расширением факторов производства и повышением производительности труда. За счет интенсификации этих процессов формируются условия, при которых экономический рост опережает по темпам количественное увеличение рабочей силы, но требует улучшения ее качества. Переход к инновационной экономике предполагает выполнение двух важнейших условий - генерации знаний и их востребованности обществом. Применение инноваций требует привлечения и закрепления трудовых ресурсов высокой квалификации и профессионализма. Решение проблемы закрепления кадров - в создании комфортных условий жизни, ориентации на развитие человеческого капитала, создании новых высших учебных заведений, новых специальностей, ориентированных на инновационные специальности региона. Очевидно, что и подготовка кадров для инновационной экономики является приоритетной региональной и федеральной проблемой. Сегодня некогда действующая мощная и эффективная система стимулирования привлечения специалистов в районы Севера и Арктики отсутствует. Не разрабатываются и не реализуются в современных условиях меры по стимулированию притока новых высококвалифицированных кадров. Переход к инновационному развитию требует существенного изменения подготовки и переподготовки кадров. В настоящее время производство уже испытывает дефицит инженерно-технических работников, а также рабочих, способных работать на новейшем оборудовании, а также его обслуживать [4]. Разрушение системы начального профессионального и среднего специального образования нарушило связи этих учебных заведений с производством. Российский бизнес прекратил содержание специализированных учебных заведений, осуществляющих подготовку рабочих и специалистов среднего звена. Поэтому переход к инновационному типу развития северных территорий связан с созданием современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров [5]. Чтобы решить проблему подготовки кадров для инновационного развития Севера и Арктики, необходимо [4]: - активно вовлекать региональные вузы и университетские комплексы в работу создаваемых технопарков и бизнес-инкубаторов; - развивать в вузах инновационные формы деятельности, основанные на интеграции процессов образования и научной деятельности преподавателей и студентов, создавать в них технологическую базу для проведения исследований, разработок и апробации новых технологий; - вовлекать в учебный процесс и научные исследования северных вузов специалистов- практиков (работников компаний, осуществляющих свою деятельность в регионе), ведущих ученых научных центров страны; - обеспечивать устойчивое функционирование и развитие системы переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности, прежде всего в научно­ технической и промышленной сферах, в инфраструктурном и социальном секторах; - содействовать распространению механизмов государственно-частного партнерства в сфере высшего образования для обеспечения высокопрофессиональными кадрами; - предусмотреть в стратегических документах социально-экономического развития северных регионов возможности софинансирования учреждений высшего образования, а также меры, 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz