Север и рынок. 2014, N 1.

Специфика пространственного инновационного развития Севера и Арктики связана с особенностями арктической экономики, которая представляется как ресурсная, приморская и тесно взаимодействующая с военным и гражданским секторами. Разработка и реализация арктических мегапроектов освоения углеводородов на шельфе, строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» позволит активизировать процесс инновационного развития как на северных территориях, так и в России в целом. Новые мегапроекты могут создать мощный инновационный импульс и в ведущих отраслях российской промышленности, прежде всего в машиностроении, судостроении, ВПК, а также в отраслевых научно­ исследовательских учреждениях и фирмах. Приморский характер территорий Арктической зоны РФ (АЗРФ) определяет своеобразие формируемых здесь инновационных хозяйственных комплексов на шельфе и в береговой зоне. Предполагаемые изменения климата, сдвиг хозяйственной деятельности в направлении разработки шельфовых месторождений арктических морей приведут к усилению роли морского фактора в экономическом и социальном развитии территории. Важное значение в развитии северных территорий имеет агломерационный эффект, связанный с формированием крупных транспортных комплексов, логистических узлов, центров образовательной и инновационной инфраструктуры. В стратегических документах практически всех субъектов АЗРФ имеются положения, связанные с пространственным развитием их территории. Анализ основных из них показал, что среди всех субъектов АЗРФ Мурманская обл. имеет наиболее благоприятные предпосылки для пространственного инновационного развития. К таким предпосылкам относятся выгодное экономико-географическое положение, возможности незамерзающего Мурманского порта, включение области с учетом ее трансграничного положения в международное сотрудничество в рамках Баренцева региона. Наличие развитой портовой инфраструктуры, ледокольного флота, судов, ремонтной базы, специалистов соответствующего профиля позволяет рассматривать Мурманский транспортный узел как головное звено Северного морского пути. В Архангельской обл. наряду с созданным лесопромышленным кластером, предполагается сформировать машиностроительный кластер. В перспективе именно машиностроительный комплекс будет лидировать по темпам роста и уровню производительности труда в областной экономике. В рамках кластера в регионе намечено создание центра новых компетенций в области машиностроения, который станет основным источником инноваций и конкурентоспособности региональной промышленности. Основной целью кластеризации экономики Архангельской обл. является повышение производительности труда, из-за чего, согласно Стратегии развития области до 2030 гг., произойдет снижение спроса на трудовые ресурсы [1]. Намеченные перемены в экономике региона повлекут изменение характера занятости населения, а также требований к качеству трудовых ресурсов. Несмотря на положительные тенденции в регионах Севера и Арктики, в Архангельской обл. прогнозируется дефицит трудовых ресурсов. В первую очередь это связано с сокращением численности населения и его старением. Важнейшими хозяйствующими субъектами на территории севера Красноярского края, относящейся к АЗРФ, выступают предприятия, к основным направлениям деятельности которых относятся добыча и переработка полезных ископаемых. Реализация различных инвестиционных проектов в прибрежных зонах поможет диверсифицировать экономику, развивать инфраструктуру приморских районов, повысить доходы бюджетов, сократить дифференциацию социального развития в муниципальных образованиях края, снизить уровень безработицы и в конечном итоге повысить качество жизни. На территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района планируется реализовать проект строительства трубопроводно-танкерной транспортно-технологической системы вывоза сырой нефти из нижнеенисейских месторождений. Реализация проекта позволит создать в Диксонском районе устойчивую экономику, а также развивать экономику соседних районов за счет привлечения к этой транспортной схеме нефтедобычи. Перспективным регионом АЗРФ для развития нефтегазодобычи является Ненецкий автономный округ. Огромную роль в преобразовании его экономики должна сыграть организация железнодорожных транспортных коридоров. Эти системы в настоящее время обеспечивают трансконтинентальную связь портов Белого, Баренцева и Карского морей с портами Тихого океана, являются основными выходами сырьевых регионов Урала и Сибири на иностранные рынки. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz