Север и рынок. 2014, N 1.
Таким образом, на первый план выдвигается задача формирования ЧК, восприимчивого к инновациям, готового к включению в научные и производственные процессы в условиях стремительно обновляющихся технологий. Не случайно «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации 8 декабря 2011 г. № 2227-р важнейшим приоритетом определяет развитие «кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций» [3]. При этом Стратегия определяет перечень компетенций, которыми должен обладать «инновационный человек». В частности, способность и готовность: • к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; • к критическому мышлению; • к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде; • к овладению иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке. Однако для экономики регионов, для управления развитием его кадрового потенциала важно понимать, какими свойствами обладает этот человеческий капитал, насколько он соответствует требованиям современной экономики в профессиональном, социальном и иных аспектах. Во-первых, ЧК не отделим от его носителей - работников организации или населения региона. Во-вторых, физиологические свойства и природные способности человека, получаемые наследственным путем, являются базовой частью ЧК, называемой капиталом здоровья. В-третьих, ЧК в виде знаний, умений и навыков является приобретенным в результате затрат самого человека и общества. В-четвертых, ЧК может быть использован в сфере общественного производства и является одним из факторов повышения эффективности последнего. На макроуровне в качестве важнейших шагов в ближайший период к формированию новой модели развития и использования ЧК могут быть следующие: • увеличение доли федерального и местных бюджетов в расходах на образование и подготовку кадров; • разработка нормативно-правовой базы и создание системы координации различных форм профессионального образования с эффективной обратной связью на федеральном и региональном уровнях • развитие тех элементов сложившейся на предприятиях системы профессионального обучения, которые оправдали себя в новых условиях, механизм финансирования профессионального обучения персонала предприятий должен быть органично включен в складывающуюся систему финансово-экономических и налоговых отношений; • создание государственной системы защиты профессионализма квалифицированных работников и интересов работодателей путем разработки государственных профессиональных стандартов и формирование механизма сертификации персонала предприятий в соответствии с международными стандартами. Роль ЧК в инновационном развитии экономики можно сформулировать с учетом работы [4] как набор различных действий, в т.ч.: • повышение стоимости труда и его качества; • проектирование институтов, обеспечивающих восприятие инноваций всеми элементами системы; • перелив ресурсов из трансакционных в производственные секторы с расширением потребностей внутреннего рынка. Уровень экономического развития все в большей степени определяется состоянием нематериальных форм богатства, творческим потенциалом человека и сфер, обеспечивающих развитие личности и формирование нового знания. Указанные изменения нашли теоретическое обоснование в экономической науке и, прежде всего, в теории ЧК. Составляющими ЧК являются следующие качества: состояние здоровья, уровень физического и психического развития, характер и тип мышления, работоспособность; профессиональные знания, 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz