Север и рынок. 2014, N 1.

населения (уменьшение загрязнений); сохранение естественных экосистем и биоразнобразия; вовлечение различных слоев населения в достижение поставленных целей. На основе анализа динамики качества городской среды муниципальных образований Мурманской обл. выявлено, что за последние 20 лет экологические проблемы трансформировались в сторону все большего вклада населения в загрязнение окружающей среды. Рост благосостояния населения, являющийся фактором экономической устойчивости, негативно отражается на параметрах окружающей среды (рис.4) [10, 11, 12]. В сложившейся ситуации информирование, просвещение, образование и пропаганда становятся важными инструментами достижения целей. Поэтому природоохранная политика городского округа должна быть направлена на работу с населением. Механизм сотрудничества с местным бизнесом и неправительственными организациями для создания условий по внедрению более строгих экологических требований и организации поддержки природоохранных инициатив ОМСУ должен быть разработан и использован [13]. Используемые в управленческой практике инструменты становятся инструментами политики устойчивого развития в том случае, если они используются для достижения целей устойчивого развития. Таким образом, функция целеполагания является определяющей при переходе к устойчивому развитию, в том числе и на местном уровне. 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 — доля выбросов год автотранспорта, % 23 22 25 13 40 среднемесячнаяза работная плата/100, руб. 17,11 26,87 36,21 L06,24 Рис.4. Соотношение динамики изменения среднемесячной заработной платы и доли выбросов автотранспорта в общем объеме выбросов в атмосферу в Мурманской обл. Обзор существующего опыта перехода к устойчивому развитию муниципалитетов, проведенный Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD, 2001), показал, что стратегии устойчивого развития, разработанные как новые концепции с нуля, не смогли решить стоящих задач. Более того, они подорвали существующие процессы и привели к пустой трате ограниченных ресурсов. Поэтому целесообразна разработка системы координации, которая будет способствовать интеграции всех компонентов устойчивого развития в основных процессах планирования. В условиях Российской Федерации, целесообразно на первых порах ограничиться планированием экологизации принимаемых решений по основным направлениям политики устойчивого развития на местном уровне, основываясь на выявленных принципах политики устойчивого развития, для достижения целей устойчивого развития и с помощью экономических факторов поддержки политики устойчивого развития. Мониторинг достижения поставленных целей должен осуществляться на основе выявленных индикаторов устойчивого развития, встроенных в политический процесс (т.е. на их основе должны приниматься управленческие решения). Данные атрибуты муниципальной политики объединены в систему, представленную в табл.1. Органам местного самоуправления предлагается в качестве документа, координирующего различные процессы планирования и регулирования на местном уровне, разработать и утвердить муниципальный нормативный правовой акт (условное название - Основы политики устойчивого развития, далее - ОПУР) [14], утверждающий принципы, цели, основные направления и индикаторы устойчивого развития на местном уровне. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz