Север и рынок. 2014, N 1.

На основе анализа существующей практики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (далее - ОЭД ОМСУ) выявлено, что система показателей ОЭД ОМСУ могла бы применяться в качестве системы индикаторов устойчивого развития в том случае, если перед городами будут поставлены цели устойчивого развития, а сама система скорректирована для оценки степени достижения этих целей. Выявлен ряд показателей ОЭД ОМСУ, на основе которых мы смогли рассчитать индикаторы экономического (рис.2) и экологического (рис.3) аспектов устойчивого развития городов [7, 8]. Рис.2. Динамика роста среднемесячной реальной начисленной заработной платы работников, крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций в городских округах Рис.3. Динамика изменений удельной величины потребления муниципальными бюджетными учреждениями холодной и горячей воды, электрической энергии, % 2011 год к 2010 г. Таким образом, на базе существующих показателей ОЭД ОМСУ нам удалось рассчитать только 2 индикатора, отражающих устойчивость развития. Что является совершенно недостаточным, поэтому, исходя из выявленных целей устойчивого развития северных муниципальных образований, мы предлагаем дополнить ОЭД ОМСУ следующими индикаторами: доля завершенных инвестиционных природоохранных проектов; доля отходов, отправляемых на переработку; доля членов общественных организаций в общей численности жителей. Особенностью северных территорий является малая экологическая емкость природной среды и низкая биопродуктивность экосистем, которые делают неприемлемым использование общепринятых методов и приемов освоения природных ресурсов, градостроительства и т.д. [9]. Поэтому в формировании политики устойчивого развития городского округа в северном регионе РФ необходимо повысить роль экологизации принимаемых на местном уровне решений по основным направлениям эколого-экономической политики развития на местном уровне. Опираясь на существующий международный опыт по переходу к устойчивому развитию на местном уровне, предложенные российскими авторами подходы по формированию политики развития северных территорий, учитывая положения законодательства РФ, регулирующего деятельность органов местного самоуправления, мы выделили основные направления деятельности, на которых должна строиться муниципальная политика устойчивого развития: повышение энергоэффективности; уменьшение образования и переработка отходов; улучшение здоровья 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz