Север и рынок. 2014, N 1.

Глобальной тенденцией настоящего времени является нарастание конкурентной борьбы за ресурсы, поэтому обеспечение присутствия Российской Федерации на Севере и в Арктической зоне является важнейшим условием национальной безопасности страны [1]. В сохранении и привлечении квалифицированного населения на территории с суровым и неблагоприятным климатом важную роль играет высокое качество жизни в северных муниципальных образованиях, для обеспечения которого необходим специально разработанный набор инструментов политики на местном уровне. В мировой практике инструменты муниципальной политики повышения качества жизни, как правило, разрабатываются в рамках концепции устойчивого развития. Экологическая доктрина Российской Федерации (2002) провозглашает, что устойчивое развитие страны, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды [2]. Таким образом, разработка теоретических и методических основ формирования политики устойчивого развития муниципальных образований в северном регионе является актуальной научной задачей. Анализ методических подходов, документов ООН [3, 4] и международного опыта позволил выявить следующие экономические принципы перехода к устойчивому развитию муниципальных образований в северном регионе: последовательность и согласованность действий при достижении целей развития; стремление к поиску и реализации решений повышающих энергоэффективность систем жизнеобеспечения и экономики города; приоритет сохранения природной среды при планировании и ведении хозяйственной деятельности; обеспечение консенсуса при принятии решений в сфере развития и широкого участия в мероприятиях по достижению поставленных целей. Среди определенных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления можно выделить основные направления муниципальной политики устойчивого развития [5]: управление отходами; обеспечение благоустройства территорий; сохранение естественных экосистем и биоразнообразия; экологическое образование, пропаганда, вовлечение населения, университетов, исследовательских центров и местного бизнеса в решение проблем развития. Анализ российского законодательства выявил, что обеспечение устойчивого развития на всех уровнях, включая муниципальный, имеет под собой законодательную базу и согласно Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года [6], является стратегической целью обеспечения национальной безопасности РФ, выступает в качестве целей в других законодательных документах различного уровня (Градостроительный кодекс, ФЗ «Об охране окружающей среды», региональные стратегии). В целом, законодательная база РФ по устойчивому развитию носит фрагментарный и по большей части декларативный характер. В ней отсутствуют законодательно закрепленные принципы устойчивого развития, не разработаны общенациональная стратегия (цели) устойчивого развития и федеральные программы по реализации общенациональных целей устойчивого развития. Выявлено, что, несмотря на декларирование следования Мурманской обл. принципам устойчивого развития, политика устойчивого развития как региона в целом, так и особенно его муниципальных образований сформирована очень слабо. Ни в одном из городов не разработаны и не приняты стратегии устойчивого развития, в существующих стратегиях социально-экономического развития, несмотря на декларирование следования принципам устойчивого развития, не дано определение этим принципам, не поставлены цели устойчивого развития и не разработан взаимоувязанный комплекс инструментов политики устойчивого развития. В муниципальных образованиях Мурманской обл. наиболее разработаны подходы к достижению таких целей устойчивого развития, как «ответственное управление отходами» и «сохранение экосистем и биоразнообразия». Однако финансирование мероприятий по достижению этих целей находится на очень низком уровне (рис.1). 2006200720082009201020112012 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 год год Рис.1. Уровень затрат городского бюджета городского округа Апатиты на мероприятия по охране окружающей среды 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz