Север и рынок. 2014, N 1.

Таблица 1 Количество участков недр федерального значения по Российской Федерации в целом и по отдельным северным регионам Субъект Российской Федерации Количество участков недр федерального значения Доля северных регионов в общем количестве, % Российская Федерация 987 100.0 В том числе по северным регионам 356 36.0 Республика Карелия 32 3.2 Республика Коми 26 2.6 Архангельская область 19 1.9 Мурманская область 111 11.2 Ханты-Мансийский автономный округ 37 3.7 Ямало-Ненецкий автономный округ 74 7.5 Республика Тыва 9 0.9 Республика Саха (Якутия) 20 2.0 Камчатский край 19 1.9 Магаданская область 5 0.5 Сахалинская область Н.д. Н.д. Чукотский автономный округ 4 0.4 Источник: Перечень участков недр федерального значения и расчеты автора. Государство, как собственник, предоставляет недропользователям право осуществления добычи полезных ископаемых из недр на основании лицензии, которую недропользователи приобретают на конкурсе или аукционе. Это как правило, но, как известно, из каждого правила есть исключения. Есть такое исключение и в сфере недропользования. Законом государству дано право предоставлять отдельные участки недр континентального шельфа недропользователям без проведения конкурсов и аукционов, что может создавать условия для коррумпированности чиновников. Северным регионам, основой экономики которых остается добыча полезных ископаемых, в силу вышеизложенного достаются только доходы, полученные от совместного с государством использования недр, а ведь именно на территории этих регионов находятся участки недр федерального значения. Таким образом, недропользователи в РФ с точки зрения института собственности не являются полными собственниками, так как они пользуются практически на правах аренды принадлежащими государству недрами. Платное пользование ресурсами недр является одним из принципиально новых положений в горном праве современной России. В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы. Все платежи, предусмотренные Законом «О недрах», могут быть разделены на две группы (рис.1): налог на добычу полезных ископаемых; акцизные сборы. Следует отметить, что налог на добычу полезных ископаемых является одним из основных налогов в доходной части федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Согласно Бюджетному кодексу РФ, в федеральный бюджет перечисляется 100% таких видов налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ): 1) НДПИ в виде углеводородного сырья (газ горючий природный); 2) НДПИ в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного); 3) НДПИ на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ (рис.2). Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным налогом. Представленная на рис.2 структура доходов федерального бюджета по видам доходов за I полугодие 2011-2013 гг. наглядно демонстрирует, что НДПИ является третьим по величине из доходов федерального бюджета после вывозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. Так, в I полугодие 2011 г. его доля в доходах федерального бюджета была 17.9%, в I полугодие 2012 г. - 19.8%, а в I полугодие 2013 г. - 19.7%. Можно сказать, что в I полугодие 2012 и 2013 гг. наметилась тенденция к увеличению НДПИ в структуре доходов федерального бюджета. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz