Север и рынок. 2014, N 1.

Право собственности является одним из основных институтов гражданского законодательства в Российской Федерации. В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) содержание права собственности раскрывается через так называемую триаду правомочий собственника. Согласно статье 209 ГК РФ, собственнику имущества принадлежат права владения, пользования и распоряжения объектом собственности. С точки зрения экономики наиболее существенным является право пользования объектом собственности. Это право дает возможность собственнику извлекать пользу из принадлежащего ему имущества. В соответствии с Конституцией РФ (статья 9) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Из всех вышеперечисленных форм собственности в Законе «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 закреплена лишь одна - государственная собственность на недра. Недра как объект права собственности имеют двойственный характер. Эта двойственность проявляется в том, что недра: • с одной стороны, неотделимы от биосферы и как любые природные ресурсы (земельные, водные и др.) являются всенародным достоянием. Это позволяет рассматривать их как объект права исключительно государственной собственности; • с другой стороны, ресурсы недр (полезные ископаемые, подземное пространство и др.) в процессе возникновения отношений недропользования превращаются в товар (продукцию, имущество) и становятся предметом гражданско-правовых сделок, а значит, и объектом гражданско-правовых имущественных или хозяйственных отношений. Общеизвестно, что основой экономики северных регионов является добыча полезных ископаемых. В связи с этим вопросы собственности на недра и непосредственно связанные с ними вопросы недропользования для этих регионов имеют существенное значение. В настоящее время вопросы владения, пользования и распоряжения недрами в РФ в соответствии со статьей 2 Закона «О недрах» находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Следует отметить, что данная статья не содержит механизм решения вопросов, которые возникают при совместном ведении, а это делает неясной процедуру выделения участков недр федерального значения. Закон «О недрах» гласит о том, что в целях обеспечения обороны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения [2]. К участкам недр федерального значения относятся участки недр: 1) содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы; 2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 г.: извлекаемые запасы нефти от 70 млн т; запасы газа от 50 млрд м3; запасы коренного золота от 50 т; запасы меди от 500 тыс. т; 3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации; 4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности. С 2008 г. в официальном издании РФ публикуется перечень участков недр федерального значения. Так, по состоянию на 26 августа 2013 г. в данном перечне находятся почти одна тысяча таких участков недр (табл.1). Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности. Таким образом, полезные ископаемые, добытые предприятиями различных форм собственности из участков недр федерального значения, могут находиться только в федеральной государственной собственности. М.Е.Певзнер. Горное право. - М.: Горная книга, 2012. - С.24. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz