Север и рынок. 2014, N 1.
обслуживал несколько индустриальных зон Советского Союза, где добывались цветные, редкоземельные металлы, ценные минералы и углеводороды (северные районы европейской части России, Западносибирский нефтегазовый комплекс, Норильский промышленный узел, индустриальные комплексы Северо-Востока России). В 1991 г. Россия открыла Северный морской путь для проводки иностранных судов, установив некоторые ограничения, поскольку существенная часть акватории СМП находится под ее юрисдикцией. В 2001 г. было создано Некоммерческое партнёрство по координации использования Севморпути, объединившее 33 организации. Сегодня в мире по-разному представляют себе будущий статус СМП. Россия считает его собственной транспортной коммуникацией. США, Канада и Скандинавские страны предлагают «интернационализировать» Севморпуть. Противоречия вокруг СМП становятся важным пунктом в повестке дня российско-американских отношений. Через Арктику и территорию России проходит также кроссполярный авиамост - кратчайший путь между Северной Америкой и Азией. На его развитие нацелен актуальный проект «Циркумполярные воздушные линии». Определённый интерес для международного авиационного сообщества как наиболее короткие представляют также кроссполярные маршруты «Север-Юг», связывающие США и Канаду со странами Юго-Восточной Азии и Китаем через Якутию. Понятно, что обеспечение безопасности полётов над арктическими территориями требует достаточно больших инвестиций в развитие инфраструктуры аэропортов. Развитие международных транзитных коридоров - Северного морского пути и воздушного моста между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией - может превратить Россию в одного из ведущих операторов международных транспортных потоков, что даст дополнительный доход в бюджет страны. В Арктике все виды деятельности прочно связаны с интересами военной безопасности России. Этот регион имеет исключительно важное военно-стратегическое значение для решения задач обороны. Здесь базируются силы Северного флота РФ, находится его операционная зона, сосредоточены важнейшие предприятия оборонной промышленности. Государственная граница Российской Федерации на протяжении почти 20 тыс. км проходит по Северному Ледовитому океану. Это наиболее открытая в плане прямого контроля полоса государственной границы и передовая линия системы обороны территории государства. Её защита и охрана сопряжены с особыми трудностями. В настоящее время вследствие глобальных изменений мировой политики геополитическая и военно-стратегическая роль Севера повысилась. Арктика, играющая роль буфера между основными мировыми центрами - США, Западной Европой, Россией, Японией и Китаем, становится полигоном территориальной, ресурсной и военно-стратегической игры. Российская Арктика - регион особых геостратегических интересов государства и долгосрочных экономических интересов общества, прежде всего с точки зрения освоения и рационального использования природных ресурсов и обеспечения глобального экологического равновесия. [4]. Развитие Арктики - существенный фактор обеспечения национальной безопасности. Ключевые факторы, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, [5]: 1. Экстремальные природно-климатические условия, включая низкие температуры воздуха, сильные ветры и наличие ледяного покрова на акватории арктических морей. 2. Очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения. 3. Удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок из других регионов России топлива, продовольствия и товаров первой необходимости. 4. Низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий. Текущее состояние социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации характеризуется наличием рисков и угроз [5]. Сейчас важнее, кто и как будет осваивать минеральные и биологические ресурсы Северного Ледовитого океана. Только на территории Баренцева моря, разграниченной на днях между Россией и Норвегией, запасы углеводородов оцениваются в 7.6 млрд т условного топлива. Ученые и эксперты спорят об общем объеме месторождений на дне континентального шельфа. По данным исследователей United States Geological Survey во главе с Дональдом Готье, Арктика может содержать около 50 трлн м3 газа и около 90 млрд баррелей неразведанных запасов нефти (примерно 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz