Север и рынок. 2014, N 1.

Практически все авторы публикаций и разработчики программ выделяют генеральную цель, которую очень часто еще называют миссией, и несколько целей более низкого уровня, имеющих уже практическое значение в отличие от миссии, имеющей общий характер. Ряд авторов для определения уровня достижимости практических целей предлагают соответствующие критериальные показатели, которые некоторые еще называют индикаторами. Различие в подходах целеполагания в основном сводится к тому, что понимает тот или иной автор или разработчик под миссией, практическими целями или целевыми критериальными показателями. При этом в наименьшей степени отличаются разные мнения при формулировании миссии и в наибольшей - при определении критериальных показателей достижимости целей. Инновационное развитие обеспечивается в основном за счет совершенствования или внедрения новой технологии производства, что позволяет снижать нормы расхода материальных ресурсов, в том числе энергетических, или использовать более дешевые виды таких ресурсов, что и приводит в конечном итоге к уменьшению доли материальных затрат в себестоимости производимой и реализуемой продукции, а также соответственно (при прочих равных условиях) к увеличению доли добавленной стоимости (ДС) в объеме продаж. Таким образом, прирост этой доли свидетельствует об инновационности деятельности, а темпы прироста показывают ее интенсивность, то есть уровень инновационной активности (внешний индекс). Однако доля ДС в объеме продаж может повышаться и за счет увеличения цен на продукцию под воздействием изменения рыночного спроса и предложения, темпы которого могут оказаться выше темпов инфляции в сфере производства продукции. В связи с этим для элиминирования подобного фактора еще дополнительно рассчитывается показатель в виде коэффициента, характеризующего соотношение темпов изменения объема материальных затрат и темпов изменения объема всех затрат (внутренний индекс). Если его значение за соответствующий период времени будет менее единицы, то это и подтверждает инновационность развития [3]. Значение уровня инновационной активности зависит также от базового значения доли ДС в объеме продаж, то есть чем выше значение этой доли, тем труднее ее повышать в перспективе. Таким образом, для обеспечения сопоставимости значений этого уровня за несколько периодов времени (например, за ряд лет) необходим расчет значения мультипликатора увеличения доли ДС. Чем оно выше, тем легче обеспечить соответствующий прирост доли ДС [4]. В результате учета всех вышерассмотренных условий формируется система целевых показателей, из которых основным является доля ДС. Такой показатель может быть одним из управляющих параметров в системе имитационных динамических моделей, которые были ранее нами разработаны для управления развитием экономики региона - субъекта Федерации, но без учета необходимости обеспечения инновационного характера развития. Он позволяет определять на перспективу необходимые темпы изменения объемов материальных затрат и учесть взаимозависимость увеличения объема основных фондов при техническом и технологическом перевооружении производства с необходимым уровнем повышения производительности труда и среднемесячной зарплаты работающего персонала. Возможность практического использования вышеуказанной системы показателей для анализа уровня инновационности развития была показана нами на примере промышленного развития регионов Севера - субъектов Федерации, для которых на основе статистических сборников «Регионы России. Социально-экономические показатели» за 2006-2012 г. были рассчитаны ежегодные значения внешнего и внутреннего индексов (табл.1 и 2). В 2011 г. инновационно развивались пять субъектов Федерации - Архангельская область, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий национальные округа, Республика Саха и Магаданская область. Таким образом, только Архангельская область и Республика Саха в течение 2006-2011 годов обеспечивали инновационное промышленное развитие. Таблица 1 Внешний индекс в промышленности регионов Севера Регион 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010/2005 гг. 2011 г. Республика Карелия 0.842 1.069 1.171 0.654 1.194 0.822 0.957 Республика Коми 1.116 0.972 1.312 0.739 1.042 1.097 0.998 Архангельская область 1.144 1.193 1.061 0.773 0.929 1.040 1.130 Ненецкий авт. округ 1.236 1.261 0.973 0.601 1.033 0.942 1.025 Мурманская область 1.078 1.316 1.085 0.554 0.958 0.818 0.965 Ханты-Мансийский авт. округ 1.060 1.040 1.084 0.691 0.991 0.818 1.069 Ямало-Ненецкий авт. округ 1.147 1.048 1.160 0.583 1.055 0.858 1.023 Республика Саха (Якутия) 1.101 1.107 1.209 0.834 0.910 1.119 1.026 Камчатский край 1.118 1.177 1.035 0.970 0.623 0.823 0.994 Магаданская область 1.079 1.119 0.985 0.701 1.072 0.894 1.001 Сахалинская область 1.074 1.540 1.210 0.604 1.016 1.228 0.878 Чукотский авт. округ 1.450 1.630 1.025 0.505 0.971 1.188 0.964 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz