Север и рынок. 2014, N 1.

2) адаптация технологии семантического описания разнородных ресурсов к задаче гибкого формирования целевых выборок из доступных источников; 3) разработка модели системы распределенного семантического поиска и сравнения ресурсов с учетом требований задачи; 4) создание онтологического описания разнородных ресурсов и задач с целью формализации требований к ним; 5) разработка технологии интеграции проблемно ориентированных ресурсов на основе предложенных онтологий и механизмов семантического поиска. Анализ современного состояния исследований в данной области показывает, что существующие системы интеграции данных могут обеспечивать интеграцию на физическом, логическом и семантическом уровнях, причем логическая и семантическая интеграции представляются наиболее перспективными в рамках вышеуказанных задач. Интеграция на логическом уровне предусматривает возможность доступа к данным, содержащимся в различных источниках, в терминах единой глобальной схемы, которая описывает их совместное представление с учетом структурных и поведенческих свойств данных. Семантические свойства данных при этом не учитываются. Интеграция на семантическом уровне обеспечивает поддержку единого представления данных с учетом их семантических свойств в контексте единой онтологии предметной области. Отличительной чертой рассмотренного подхода является заложенная в него возможность подбора, сравнения и интеграции разнородных мультипредметных ресурсов в зависимости от требований задачи и динамическое перестроение получившегося набора в случае необходимости, например, при отказе одного из ресурсов или невозможности доступа к нему. Первым вопросом, требующим решения, является вопрос о структуре единого информационного пространства. Для представления такой структуры удобнее всего будет разложить ее на уровни и представить в виде дерева. В общем виде структура ЕИП арктических регионов РФ представлена на рисунке. На первом уровне находится федеральное ЕИП, включающее в себя единые информационные пространства семи субъектов РФ и прилегающих к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф РФ, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом. На втором уровне находятся ЕИП каждого из вышеупомянутых субъектов РФ в отдельности. Единые информационные пространства субъектов РФ включают ЕИП уровня муниципалитетов (районов, округов, крупных предприятий, государственных учреждений и т.д.). Структура единого информационного пространства Таким образом, на высшем уровне иерархии - федеральном - концентрируются основные потоки информации. Спускаясь от этого уровня к нижележащим, можно получить информацию о конкретных учреждениях того или иного региона. С другой стороны, наличие некоторого общего узла (корня дерева) позволяет, в случае необходимости, относительно легко интегрировать ЕИП арктических регионов в другие ЕИП, например, в ЕИП приарктических стран. Формирование ЕИП на уровне региона следует начать с построения структуры ЕИП муниципалитетов и других образований, как наиболее насыщенных информационными субъектами территорий. При этом, на самом общем уровне топологическую структуру информационных сетей можно представить как S = <D, L>, где D - множество субъектов информационной структуры (различные учреждения в рамках территориального образования), а L - множество каналов связи между ними. Наличие структурированного описания узлов (ресурсов) ЕИП позволяет повысить скорость и эффективность поиска необходимой информации и обеспечения интеграции нескольких узлов в «виртуальное пространство» для решения конкретной задачи, выраженной формальной моделью [8]. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz