Север и рынок. 2014, N 1.
ситуаций, снижение ущерба в случае их возникновения, в том числе за счет применения глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и многоцелевой космической системы. В проекте Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года охарактеризована важная роль и место Арктической зоны в Российской Федерации [3]. В данном документе указывается, что Арктическая зона Российской Федерации (АЗ РФ) «выступает в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны». Среди сильных сторон АЗРФ с точки зрения глобальной конкурентоспособности отмечены: богатство и разнообразие природно ресурсной базы; сравнительно высокие качественные характеристики человеческого капитала; существенный промышленно-производственный потенциал, имеющиеся технологические заделы. Данные преимущества обеспечивают потенциально высокую инвестиционную привлекательность комплексных межотраслевых, межрегиональных и международных проектов в приарктических регионах. Однако реализация имеющихся потенциальных возможностей развития сдерживается целым комплексом присущих этим территориям особенностей как природного, так и социально-экономического характера. Наряду с экстремальными природно-климатическими условиями жизнедеятельности, для регионов АЗРФ характерны моноструктурный характер экономики, преобладание ведомственного подхода и довольно низкий уровень координации между субъектами экономической деятельности [4]. В то же время накопленные знания и имеющийся опыт жизнедеятельности в АЗРФ позволяют утверждать, что реализовать имеющийся потенциал этих территорий, обеспечить их устойчивое развитие можно только на основе системного подхода к преодолению имеющихся недостатков, междисциплинарного анализа подлежащих решению задач и выработке научно обоснованных комплексных механизмов их решения. В сфере науки и технологий целью государственной политики РФ в Арктике является «обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями, а также надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в природно-климатических условиях Арктики» [3]. В качестве основного инструмента, способного обеспечить интеграцию, структурированное хранение и целевое предоставление информации, необходимой для поддержки принятия решений в различных сферах деятельности, выступают информационные технологии. Поэтому формирование единого информационного пространства в АЗРФ с учетом ее природных особенностей также включено в перечень основных целей государственной политики в Арктике [4]. Арктическая зона Российской Федерации является стратегическим районом, в котором сконцентрировано множество национальных интересов РФ, в т.ч. ресурсная база, транспортная инфраструктура, уникальная экологическая и особая социально-экономическая системы. Одной из главных целей государственной политики Российской Федерации в Арктике является развитие сферы информационных технологий и создание единого информационного пространства арктических территорий как обязательного компонента комплексной системы подготовки, планирования и реализации мероприятий государственной политики РФ в Арктике. При этом понятие «единое информационное пространство» (ЕИП) до сих пор не получило своего строгого определения, несмотря на достаточно широкое применение. Варианты интерпретации данного понятия рассмотрены, в частности, в [5]. Часто используется вариант, представленный в «Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» [6], которая была разработана в 1995 году. В этом документе единое информационное пространство определяется как «совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей». В качестве главных компонентов ЕИП указываются [4]: - информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации; - организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации; - средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz