Север и рынок. 2014, N 1.
цистерн; сход с рельсов в результате неблагоприятных природно-климатических условий; нарушение правил обращения с опасными грузами; человеческий фактор. Среди основных итогов изучения экологических рисков при освоении шельфовых месторождений Арктики можно выделить следующие: 1. Для шельфа арктических морей РФ риски освоения месторождений и транспортировки углеводородного сырья существенно выше, чем на шельфе других морей или на материке. Это определяется сложными природно-климатическими условиями, необходимостью применения уникальных технологий и оборудования, недостаточным уровнем развития инфраструктуры, несовершенством нормативной базы, особенностями схемы перевозки нефти (большое число грузовых операций). 2. Процесс разработки месторождений сопровождается большим количеством выбросов в атмосферу и сбросов в морскую среду, что значительно повышает экологические риски, особенно в условиях Арктики. 3. Нефтегазовая деятельность является одним из основных источников «парниковых» газов, образующихся при сжигании ископаемого топлива и определяющих процесс изменения климата. 4. При длительной эксплуатации месторождений и интенсивном проседании пород повышается сейсмоопасность прилегающих территорий с возможным обрушением верхних слоев. 5. В старых месторождениях образуется большое количество сопутствующих (нефтесодержащих) вод, а также остатков породы с высоким содержанием нефтепродуктов и химикатов. В настоящее время не существует совершенной системы очистки воды и масс породы. 6 . Техническая оснащенность системы транспортировки углеводородов в России остается на низком уровне, что способствует повышению уровня экологических рисков и антропогенной нагрузки на окружающую природную среду. 7. Интенсивная нагрузка магистральных трубопроводов повышает вероятность возникновения экологических катастроф. 8 . Транспорт нефти танкерами, как показывает статистика, имеет тот же уровень опасности, что и ее перекачка по подводным трубопроводам. Основные проблемы с нарушением безопасности и разливы происходят при выполнении погрузочно-разгрузочных и бункеровочных операций у терминалов. 9. Аварии, возникающие при транспортировке углеводородного сырья в железнодорожных цистернах, могут привести к крупным пожарам, нарушениям экосистем, вымиранию живых организмов и заражению питьевой воды, а также возможным человеческим жертвам. Создание эффективной системы управления морским природопользованием многими специалистами рассматривается как важнейшая предпосылка успешного развития арктического морехозяйственного и нефтегазового комплекса России. Литература 1. The resources of the Sea ant its environment / Norwegian Institute of Marine Research. - 2007. 2. Лисанов М. Аварийность на морских нефтегазовых объектах // Oil & G as. - 2010. - N° 5 (39). - С.50. 3. Шельфу разливы не нужны // Нефтегазовая вертикаль. - 2006. - № 1. 4. Виноградов А.Н., Виноградов Ю.А. Сейсмичность Баренцевоморского шельфа и обеспечение геодинамического мониторинга при эксплуатации Штокмановского газоконденсатного месторождения. // «Нефть и газ Арктического шельфа - 2006»: материалы междунар. конф. (Мурманск, 15-17 ноября 2006 г.). - Мурманск, 2006. 5. Туркина Г.И., Чура Н.Н., Туркин В.А. Оценка риска в планах ликвидации разливов нефти для объектов ее транспорта // Нефтяное хозяйство. - 2005. - № 12. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО РЫБОЛОВСТВА Н.С.Неделько кандидат экономических наук старший преподаватель кафедры информационных систем и прикладной математики С.В.Петрова кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz