Север и рынок. 2014, N 1.
загрязнения акватории площадью до 1 0 0 тыс. км 2 и может затрагивать побережье общей длиной более 4 тыс. км [3]. Выбросы в атмосферу. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу всегда сопровождают любые нефтяные промыслы. Наиболее распространенным источником таких выбросов является сжигание попутного газа и избыточных количеств углеводородов в ходе опробования и эксплуатации скважин. По некоторым оценкам, до 30% сжигаемых в факелах углеводородов выбрасывается в атмосферу и затем выпадает на морскую поверхность, образуя относительно неустойчивые тонкие пленки вокруг буровых платформ (http://www.bellona.ru) . Выбросы «парниковых» газов. Нефтегазовая деятельность вносит существенный вклад в процесс изменения климата посредством выброса большого количества таких «парниковых» газов, как СО 2 и СН4. Основное количество данных выбросов происходит в результате сжигания нефти или газа для производства энергии, необходимой для функционирования установленной на месторождении добычной платформы, а также при сжигании попутного газа. Выбросы NOx образуются при сжигании попутного газа в турбинах, необходимых для получения энергии. Влияние данного вида выбросов локально, однако может нанести серьезный экологический ущерб береговым экосистемам, так как большое содержание этого вещества в атмосфере может привести к «кислотным дождям». Расчеты Всемирного банка показывают, что 100 млрд м 3 попутного газа, сжигаемого ежегодно, эквивалентно 75% российского газа, направляемого на экспорт, или достаточно для обеспечения мировых нужд в течение 2 0 дней (http://www.foei.org) . Выбросы nmVOC (летучие органические углероды неметанового ряда) образуются в результате испарения сырой нефти при ее хранении или перегрузке на терминалы. Когда nmVOC вступают в реакцию с NOXпод воздействием солнца, образуется озон. Высокие концентрации озона в приземном слое могут нанести вред здоровью людей, растительности, строениям. Уровень сейсмоопасности. При длительной эксплуатации углеводородных месторождений происходит существенное повышение уровня сейсмологической опасности региона в связи с проседанием пород на огромных территориях. В результате этого возможно обрушение верхних слоев пород, что приводит к серьезным экологическим последствиям и человеческим жертвам, а также способствует дальнейшему распространению ударной волны и возможным землетрясениям в отдаленных регионах. В нынешнем состоянии из-за удаленности регистрирующих центров на 600-900 км от месторождений в Баренцевом море сеть не гарантирует мониторинг слабых землетрясений. Для достижения оптимального уровня чувствительности и точности необходимо создание сейсмических групп на арх.Новая Земля и о. Колгуев [4]. Танкерная транспортировка углеводородов. Освоение шельфовых месторождений неразрывно связано с созданием эффективной транспортной и инженерной инфраструктуры, способной работать в экстремальных природно-климатических условиях. Для арктического шельфа РФ риски при добыче и транспортировке углеводородного сырья значительно выше, чем на материке. Специфические климатические условия, продолжительность светового дня, характер теплообмена поверхности океана с нижележащими водными слоями и атмосферой, пространственное распространение магнитных полей Земли, рельеф дна, типы берегов и мелководные приливы в значительной степени снижают естественную саморегулируемость среды. В связи с этим развитие интенсивного судоходства и создание морских производственных объектов в этом регионе требует особого внимания к обеспечению экологической безопасности. Вместе с тем, особенность Мурманского региона заключается в географической близости к целому ряду углеводородных месторождений, открытых на арктическом шельфе. Мурманск располагает незамерзающим морским портом, способным обеспечить заход практически любых типов судов, развитой портовой инфраструктурой, крупными промышленными и транспортными предприятиями. Данные обстоятельства делают Мурманский порт перспективным транспортным узлом по доставке углеводородного сырья к рынкам сбыта продукции. Работы по добыче и транспортировке углеводородного сырья в прибрежной зоне и на шельфе резко повышают риски загрязнения водной среды в этих районах, прежде всего за счет аварийного или предумышленного сброса добываемых или транспортируемых продуктов, а также горюче смазочных материалов с буровых установок, судов и обслуживающих механизмов, стоков с очистных сооружений и бытовых отходов. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz