Север и рынок. 2014, N 1.
15.03.2001 Побережье Бразилии Взрыв, раз рушение платформы В результате серии мощных взрывов произошло повреждение одного из понтонов основания платформы компании Petrobras. Платформа затонула. В океан попало 125 тыс. т нефти Погибло 10 чел. 27.07.2005 Индийский океан Столкнове ние, пожар и разрушение платформы Прибойная волна ударила в стоящее рядом с платформой вспомогательное судно, в результате чего оно врезалось в конструкцию платформы Погибло 49 чел. Наиболее же масштабная авария произошла в апреле 2010 г. в Мексиканском заливе: латформа Deepwater Horizon затонула у побережья штата Луизиана после 36-часового пожара, последовавшего за мощным взрывом. Утечка нефти нанесла ущерб штатам Луизиана, Алабама, Миссисипи. Расходы компании British Petroleum (ВР) на ликвидацию последствий аварии оценивались в 37 млрд долл. (по состоянию на 3 июня 2010 г.). Отличительными особенностями аварий на морских объектах являются скоротечность развития аварийных процессов, связанных с выбросом углеводородов и их горением в условиях плотного размещения оборудования. Экологических риски при освоении нефтегазовых шельфовых месторождений Арктики однозначно существенно выше, чем на шельфе других морей или на материке. Обобщение и анализ сведений об авариях, произошедших на морских буровых сооружениях различного типа, позволяет объединить аварии по нескольким укрупненным и взаимосвязанным группам причин: неконтролируемый выброс нефти и/или газа из скважин; нарушение целостности несущих (или опорных) конструкций, а также отказы (или неполадки) оборудования; ошибки персонала; внешние воздействия техногенного характера (столкновение с морскими судами, падение вертолета, диверсии); нерасчетные природные воздействия. Основными физическими проявлениями аварий и сопровождающими их поражающими факторами на нефтегазодобывающих платформах являются: газопроявления при бурении, обустройстве или капитальном ремонте скважин; утечки газа на этапе эксплуатации скважин; фонтанирование, в том числе с воспламенением газа и образованием вертикальной, наклонной или настильной струи пламени; разрыв трубопровода или технологического газопровода; разрушение емкости, аппарата, установки с природным газом под давлением с выбросом, в том числе воспламенением, газа и образованием струевого пламени или пожара в загроможденном пространстве; взрыв топливно-воздушной смеси (ТВС) в емкостях с газовым конденсатом, метанолом, дизельным топливом с последующим разливом и воспламенением горючих жидкостей и горением в виде пожара, пролива с распространением вблизи места аварии поражающих факторов (осколков емкостей, воздушной волны сжатия, прямого воздействия пламени и теплового излучения от пламени); утечка горючей жидкости (дизельного топлива, турбинного масла, метанола) из емкости, резервуара, технологического трубопровода с образованием лужи пролива и испарением жидкости с поверхности разлива; воспламенение ТВС от какого-либо источника зажигания, находящегося вблизи лужи пролива, с образованием воздушной волны сжатия, возникающей при взрывном сгорании смеси, прямого воздействия пламени при сгорании облака ТВС и теплового излучения от пламени пожара пролива. Аварийные разливы нефти. Разработка месторождений, как и транспортировка углеводородного сырья, сопровождается аварийными разливами нефти или химических веществ. К наиболее частым причинам аварий относятся выход оборудования из строя, «человеческий фактор», т.е. ошибки персонала, а также экстремальные природные условия. Экологические последствия аварийных выбросов приобретают особенно тяжелый характер вблизи берегов или в районах с замедленным водообменном. Разовые и систематические разливы нефти могут привести к серьезным нарушениям функционирования морской экосистемы: ухудшение химического состава воды и ее физических показателей (прозрачность, температура и т.д.), гибель морских живых организмов в результате попадания нефтепродуктов на поверхностный слой кожи и оперение, вынужденное изменение маршрутов миграции, линьки, гнездования, нереста и т.д. Согласно оценкам экологического риска разливов нефти в Баренцевом море НИЦ «Информатика риска», совокупность возможных воздействий отдельных проектов подвергает риску 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz