Север и рынок. 2014, N 1.
Аварии при буровых работах представляют собой неожиданные залповые выбросы жидких и газообразных углеводородов из скважины в процессе бурения при вскрытии зон с аномально высоким пластовым давлением. В редких случаях при очень больших перепадах давления авария будет иметь длительный катастрофический характер и для остановки выбросов необходимо бурить наклонные скважины. Другая группа аварий включает регулярные «нормальные» выбросы, которые можно остановить в течение нескольких часов без дополнительного бурения. Опасность таких выбросов заключается именно в их регулярности (табл. 1 ), приводящей в конечном счете к хроническому воздействию на морскую экосистему. Таблица 1 Оценка вероятности выбросов продукции на скважинах [2] № п/п Этапы Периодичность, 1/год 1 Бурение (на каждую пробуренную скважину) 2.310-3 2 Заканчивание (на каждую заканчиваемую скважину) 7.010 -4 3 Добыча (на скважину в год) 4.610-5 4 Ремонт и обслуживание (на каждую операцию) 4.010 -4 Аварийность на морских платформах. В мировой истории освоения континентального шельфа зафиксирован ряд аварий с катастрофическими последствиями, которые возникли вследствие недостаточного внимания к мерам по выявлению и смягчению угроз безопасности. Наиболее крупные аварии на буровых судах и платформах различного типа (полупогружных, погружных, передвижных, стационарных) приведены в табл. 2 . Таблица 2 Наиболее крупные аварии на морских буровых судах и платформах [3] Дата и место Вид аварии Краткое описание аварии и основные причины Число пострадавших, ущерб 25.11.1979 Китайское море Затопление платформы Во время буксировки в открытом море буровая платформа попала в шторм (10 балл.). В результате затопления насосного помещения платформа перевернулась и затонула Погибло 72 чел., ущерб - стоимость платформы 02.10.1980 Красное море Неконтроли руемый выброс нефти Во время бурения на платформе Ron Tappmayer произошел неконтролируемый нефтяной выброс с последующим взрывом. Выброс в море нефти (—150 тыс. т.) и мешков с сыпучими реагентами Погибло 19 чел., ущерб - до 800 тыс. долл. 15.02.1982 Побережье Канады Затопление платформы В штормовых условиях опрокинулась и затонула СПБУ Ocean Ranger. Причина - недостатки конструкции, неподготовленность и неправильные действия экипажа, недостаточное количество спасательных средств Погибло 84 чел., ущерб - стоимость платформы 27.03.1983 Северное море Разрушение платформы, пожар, взрыв В штормовых условиях произошло разрушение опор платформы Alexander Kielland, с последующим взрывом и пожаром. Причины гибели персонала - повреждение спасательных средств Погибло 123 чел., ущерб - стоимость платформы 25.10.1983 Китайское море Затопление платформы Во время прохождения тропического тайфуна буровое судно Glomar Java Sea сорвало с якорей и перевернуло. Судно затонуло Погиб 81 чел., ущерб - стоимость платформы 06.07.1988 Северное море Взрыв, по жар, разру шение плат формы При эксплуатации газового месторождения на производственной палубе платформы Piper Alpha произошел ряд взрывов, возник пожар. В результате платформа разрушилась Погибло164 чел. Ущерб - стоимость платформы 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz