Север и рынок. 2014, N 1.

в среднесрочной перспективе. Согласно оценкам ПИНРО, к 2020 г. ожидается постепенное уменьшение доступных для российского флота донных видов биоресурсов в Северной Атлантике с 447 тыс. т в настоящее время до 322 тыс. т (~28%) и пелагических - с 475 тыс. т до 401 тыс. т (на 16%). В настоящее время на Северном бассейне, по самым скромным оценкам, имеется промысловый потенциал для добычи донных объектов в объеме 510 тыс. т и пелагических - 820 тыс. т, то есть выше прогнозируемой сырьевой базы на ~58% и —100% соответственно. В ближайшие годы возможности по вылову также будут возрастать за счет поступления новых судов и лучшего обеспечения промысловыми ресурсами, за счет их концентрации в более крупных предприятиях [8]. В целях создания благоприятных условий для дальнейшего роста экономической эффективности рыболовства и повышения его конкурентоспособности предлагается убрать бюрократические барьеры в деятельности предприятий, не требующие финансовых затрат и не влияющие на продовольственную безопасность страны. Эффективность предлагаемых мер продемонстрирована в рыболовстве Норвегии. В 1950-х гг. в Норвегии было введено субсидирование рыбной промышленности, которое позволяло сводить концы с концами. Оно достигло своего апогея в начале 1980-х гг., составив более 70% добавленной стоимости. Положение начало меняться в лучшую сторону в начале 1990-х гг. после пожизненного наделения рыбаков долями квот на основе историчности участия в промысле и образования так называемой «закрытой группы» и разрешения передавать квоты с судами и без них. Эти нововведения, которые продолжаются и по настоящее время, позволили реструктурировать состав флота (по количеству и типам), что привело к сокращению численности рыбаков за 10 последних лет, примерно, в 3 раза (с 30 тыс. чел. до 10 тыс. чел.), увеличить стоимость выгрузок в неизменных ценах в 2 раза (с 8 млрд норвежских крон), выгрузок на одного рыбака - в 4 раза (с 300 тыс. до 1200 тыс. крон), и почти полностью отказаться от субсидирования [9]. Действующий порядок наделения судовладельцев долями квот в России, как показано выше, уже позволяет финансировать строительство нового флота по мере необходимости. На Северном бассейне, по крайней мере, 40 компаний на донном промысле (—50% от общего количества) и 6 компаний по добыче пелагических гидробионтов (20% от общего числа) кредитоспособны. Они имеют доли биоресурсов, достаточные, чтобы финансировать строительство траулеров по схемам, существующим в странах с развитым судостроением. Начало массового строительства новых судов сдерживается соответствующими государственными органами, от которых требуется создание нормативно-правовой базы: подтверждение базовых принципов долгосрочного наделения долями биоресурсов «исторических» участников промысловой деятельности, разработка финансовых схем строительства судов на российских верфях, обеспечение современными судостроительными мощностями. На деле же дискуссии ведутся вокруг возможности изменения правил наделения рыбаков долями гидробионтов и финансирования строительства траулеров за счет так называемых «квот под киль», что приведет к многочисленным негативным последствиям, многократно озвученным на профессиональных конгрессах, конференциях и изложенных в научных источниках и СМИ. Институциональные меры государственных органов в прошедшие перестроечные годы были направлены только на развитие рыболовства и не способствовали увеличению глубокой переработки биоресурсов. Руководство Федерального агентства по рыболовству до сих пор заявляет, что в соответствии с правами и обязанностями береговая переработка не входит в сферу их интересов. В итоге получили то, что в Концепции предлагается исправить, но не указывается каким образом. Преференции, полученные промысловыми организациями в 2008 г., позволили им уменьшить налоговые платежи, как отмечалось выше, более чем в 2 раза, в то время как налоговая нагрузка на береговые рыбоперерабатывающие заводы, наоборот, возросла за счет увеличения НДС. В такой ситуации целесообразно узаконить поставки полуфабриката на береговые заводы по обоснованным договорным расчетным ценам. Для повышения экономической эффективности внешнеторговой деятельности следовало бы модернизировать систему внешней торговли путем создания Экспортного совета, финансируемого добывающими предприятиями. Совет должен разрабатывать стратегию экспортной деятельности, исследовать мировой и внутренний рынок рыбопродукции, разрабатывать рекомендации по продажам рыбопродукции. Результатом деятельности Экспортного совета должно стать повышение экспортной выручки и конкурентоспособности предприятий рыбной отрасли Европейского Севера России. В заключение следует сказать, что в Северном рыбопромышленном бассейне имеется значительный задел инновационных технологий, не востребованных промышленностью. И одной из 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz