Север и рынок. 2014, N 1.

Ситуация с таможенными пошлинами также оказывает влияние на конкурентоспособность рыбопродукции на мировом рынке. Вывозя продукцию за рубеж прямо с моря, российские производители не платят экспортные пошлины, что позволяет несколько снижать цены и повышать конкурентоспособность или иметь более высокие доходы при одинаковых ценах. Норвегия, как известно, почти всю продукцию экспортирует с таможенной территории. Фактором, повышающим конкурентоспособность ее рыбопродукции, является наличие квот на беспошлинные поставки ее на европейские рынки. Перечисленные факторы конкурентоспособности экспортной рыбопродукции России и Норвегии действуют разнонаправлено и не могут, по нашему мнению, в полной мере объяснять значительное различие в ценах одинаковых ее видов. Поэтому необходимо проведение научного исследования рынков. Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года, как отмечалось выше, предусматривается переход к инновационному типу развития, что должно способствовать повышению конкурентоспособности. Однако этот фактор до сего времени слабо используется в рыболовстве и не наблюдается в береговой переработке. Основным критерием инновационной деятельности в рыболовстве является переход к использованию новых промысловых судов с современными технологиями добычи и переработки. Актуальность этого процесса обусловливается также большим возрастом судов, незначительной их модернизацией за период эксплуатации, а по некоторым типам - с отсутствием модернизационного потенциала (табл.3). Таблица 3 Возрастной состав промыслового флота Мурманской области на 1 января 2013 г. Группы судов Кол-во судов, ед. В том числе Средний возраст, лет до 2 0 лет 2 0 и более лет ед. % ед. % Все суда 218 2 2 1 0 . 1 196 89.9 27.4 Добывающие суда 207 2 1 1 0 . 1 186 89.9 27.1 крупные 11 0 0 . 0 11 1 0 0 . 0 24.2 большие 11 3 27.3 8 72.7 25.2 средние 117 1 0 8.5 107 91.5 27.9 малые 6 8 8 1 1 . 8 60 8 8 . 2 26.6 Транспортные суда 11 1 9.1 1 0 90.9 31.8 За годы реформирования экономики приобретено всего 6 новых среднетоннажных судов, а в основном покупались траулеры западной постройки, бывшие в эксплуатации. В отдельные периоды их количество в организациях Северного бассейна составляло 45 единиц. В результате использования более производительных и менее топливоемких судов, а также институциональных нововведений, сальдированный финансовый результат в 2 0 1 1 г., по сравнению с 2 0 0 0 г., увеличился в 16.0 раз, вылов на 1 работника - в 2.6 раза, заработная плата - в 9.4 раза, налоги, уплаченные в бюджетную систему РФ, - в 2.9 раза, производство филе - в 2.5 раза [ 6 , 7]. Государство приняло некоторые меры по стимулированию процесса обновления флота: частично субсидируется процентная ставка по кредитам на строительство судов, срок наделения рыбаков долями биологических ресурсов с 2008 г. увеличен до 1 0 лет, налоговая нагрузка уменьшена более чем в 2 раза. Эти меры дают определенные результаты: инвестиции в основной капитал увеличились по сравнению с 2008 г. в 4.32 раза, накопленные финансовые вложения - в 5.54 раза, строится за рубежом шесть судов и одно - в России. Среди множества рисков строительства новых промысловых судов, неуверенность в наделении промысловыми ресурсами на долгосрочной основе является главной. Поэтому Правительству РФ для активизации процесса обновления основных производственных фондов и повышения конкурентоспособности рыбной отрасли необходимо официально заявить, возможно даже в законодательной форме, о неизменности правил долгосрочного наделения субъектов рыболовства долями квот на очередной период. Вторая причина неактивного инвестирования в строительство новых судов связана с достаточным наличием добывающих мощностей для освоения доступных биоресурсов 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz