Север и рынок. 2014, N 1.

удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания и т.д. [2]. Исходя из этого, конкурентоспособность продукции можно представить в следующем виде: Конкурентоспособность = Качество +Цена + Обслуживание. На конкурентоспособность разных уровней: товара, предприятий, отрасли, страны - оказывает влияние множество внешних факторов - институциональная среда, природные факторы, поставщики, конкуренты, производственные фонды, оборудование, технологии, менеджмент, квалификация производственных рабочих. Конкурентные преимущества носят относительный характер: они могут проявляться только в сопоставлении с аналогами. Рыбная отрасль Европейского Севера России в годы ее перестройки (1993-2011 гг.) от 39.5 до 52.3% вырабатываемой пищевой продукции поставляла на экспорт. На ее производство направлялось 85-90% улова наиболее ценных видов рыб: трески, пикши, палтуса, окуней. Ассортимент продукции из этих рыб, продаваемый за рубеж, в основном состоит из потрошеной, обезглавленной рыбы, называемой в профессиональной среде «колодкой», составляющей в общем объеме экспорта в 2009-2011 гг. наиболее богатых на добычу донных пород рыб 85.3-88.9%. Этот вид продукции в официальных документах классифицируется как сырье, так как она обладает незначительной добавленной стоимостью и в странах- импортерах используется для производства разнообразной продукции большой готовности к употреблению в домашних хозяйствах. Это обстоятельство, а также лучшее, чем у филе, соотношение цена-качество, являются основными причинами того, что колодка пользуется на европейских рынках большим спросом, чем филе. В то же время производство ее обеспечивает достаточно высокий уровень экономической эффективности на добывающих судах: от 20-30% на СРТМ и до 100% на современных траулерах фабриках. Кроме этого, трудоемкость производства колодки примерно в 2 раза ниже, чем филе, что позволяет полнее использовать мощности судов по вылову и заморозке. Исследование экономической эффективности использования рыбного сырья в условиях внешнеэкономической деятельности также свидетельствует, что направлять рыбу на выработку филе в нынешних условиях организации производства не всегда целесообразно (табл.1). Таблица 1 Данные об экспорте рыбопродукции из трески Вид продукции Коли­ чество, тыс. т Стоимость, млн долл. Цена за кг, долл. Истрачено сырья, тыс. т Стоимость продукции из 1 т. сырья, долл. Треска мороженая без 2009 г. Россия (Мурманская обл.) 68.25 120.2 2.07 90.0 1.335 головы, потрошеная Филе мороженое 7.9 30.3 3.8 24.1 1.576 Треска мороженая без 28.8 72.2 Норвегия 2.56 43.7 1.652 головы, потрошеная Филе мороженое 14.07 90.0 6.4 42.9 2.097 Треска мороженая без 72.8 2011 г. Россия (Мурманская обл.) 213.8 2.9 112.8 1.922 головы, потрошеная Филе мороженое 11.1 61.7 5.6 33.7 1.831 Треска мороженая без 42.7 149.5 Норвегия 3.5 66.2 2.258 головы, потрошеная Филе мороженое 19.2 132.7 6.91 58.6 2.264 ПРИМЕЧАНИЯ. Информация об экспорте рыбной продукции Мурманской области - по данным Областного комитета статистики, рыбной продукции Норвегии - по данным Института рыболовства Nofima. 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz