Север и рынок. 2014, N 1.

Методология интегральной оценки инновационного потенциала территорий является актуальной задачей. Это приобретает особую значимость для регионов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), если учитывать экстремальные климатические условия, повышенные издержки на производство и жизнеобеспечение населения, высокий уровень диспропорций в социально-экономическом развитии [ 1 ]. В мировой практике оценка уровня инновационного потенциала осуществляется преимущественно на уровне стран. В методологии используются в основном следующие показатели: • система оценки инновационной активности страны с индикаторами по Европейской шкале инноваций; • глобальный инновационный индекс. • система индикаторов оценки инновационной деятельности стран по методике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); • интегральный показатель оценки уровня конкурентоспособности страны; • ранжирование стран по уровню инновационности. Позиция России в 2013 г. по международным рейтингам: • глобальный инновационный индекс - 62-е место среди 142 рассматриваемых стран; • индекс конкурентоспособности - 67-е место из 144 стран; • индекс инновационности - 14-е место из топ-50 стран. В российской практике применяются главным образом 4 подхода к оценке уровня инновационного потенциала региона: 1. Рейтинговый подход, основанный на процедуре интегрирования индикаторов, отражающих важнейшие аспекты инновационной составляющей социально-экономического развития региона. В рамках подхода используется методика кластеризации регионов [2]. Обладая простой процедурой исчисления, этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество подхода - простота исчисления. Недостатком рейтингового подхода является невысокая степень достоверности. 2. Нормативный подход, позволяющий с помощью комплекса показателей и шкалы их измерения проследить за развитием инновационного процесса. В рамках подхода применяется методика оценки инновационного потенциала, предложенная О.С.Москвиной [3]. Однако для реализации этого подхода требуется решение ряда проблем, включая выбор системы показателей, характеризующих инновационный потенциал, необходимо определение пограничных характеристик выбранных индикаторов, при формировании нормативной модели инновационного потенциала проведение анализа рассогласования его нормативных и фактических индикаторов. В качестве недостатка нормативного подхода следует отметить то, что его использование ограничено рамками отдельно взятого региона и не позволяет получить сравнительную характеристику относительно других. 3. Подход, базирующийся на определении интегрального инновационного потенциала региона, опирается на метод главных компонент, а также на корреляционно-регрессивный анализ [4, 5]. В рамках подхода можно применить методику, разработанную А.Быковой и М.Молодчик [ 6 ]. Использование интегральных сравнительных оценок составляющих инновационного потенциала методом главных компонент дает возможность их количественного сопоставления по отдельным крупным факторам, что является более эффективным относительно использования первичных статистических данных. Многофакторный корреляционно-регрессионный анализ позволяет произвести количественную оценку различных характеристик инновационной деятельности в системе воспроизводственных факторов функционирования региона и на этой основе выявить и ранжировать по значимости характеристики инновационного процесса и расширенного воспроизводства. 4. Подход, позволяющий получить оценку уровня инновационного потенциала региона на основании формирования региональной инновационной системы (РИС). В рамках этого подхода возможно использовать методики, предложенные В.П. Филимоновым [7] и специалистами ГУ «Центр исследований и статистики науки» [ 8 ]. Использование этих методик позволяет осуществлять базовые (мотивирование, контроль, организация) и специальные функции управления (выявление потенциала для инновационного развития региона и др.). Следует отметить, что подход позволяет определить уровень инновационного потенциала конкретной территории и не позволяет судить о развитии региона относительно других субъектов. Оценка инновационного потенциала регионов АЗРФ может быть использована при разработке стратегий и программ инновационного развития, совершенствовании нормативно-правовой 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz