Север и рынок. 2014, N 1.

проблемам местного самоуправления, социальному потенциалу Мурманской области, транспортному потенциалу Северо-Арктических территорий, созданию виртуальной интеграционной площадки для информационной поддержки управления развитием арктических территорий, в выявлении эффекта декаплинга экономического развития Мурманской области, оценке перспектив развития рынка банковских услуг для населения Севера и др. (доклады: к.ф.н., зав. кафедрой З.Ю.Желнина, к.ф.н., директор Р.В.Хацевич (Мурманский институт экономики филиала НОУ ВПО Санкт-Петербургский университет управления и экономики), к.т.н., доц., с.н.с. А.В.Маслобоев (Институт информатики и математического моделирования технологических процессов КНЦ РАН), к.э.н., с.н.с. Д.Л.Кондратович, к.э.н., с.н.с. М.В.Ульченко, к.э.н., н.с. А.Н.Чапаргина, н.с. В.А.Серова (ИЭП КНЦ РАН), д.э.н., проф. В.П.Самарина (СТИ филиал Национального исследовательского технологического университета МИСИС) и др.). Решение проблемы транспортного освоения Севера и Арктики, имеющей не только фундаментальный, но и исключительно важный прикладной характер, авторы докладов видят в определении роли государства и частных инвесторов, баланса их взаимодействия, более четко конкретизированных в задачах государственной транспортной политики (доклады к.э.н., доц., зав. сектором А.В.Шпак и н.с. В.А.Серовой (ИЭП КНЦ РАН)). Кроме того, в развитии региональной транспортной инфраструктуры в Арктической зоне должны применяться дифференцированные подходы. В тех субъектах Арктики, где транспортная инфраструктура достаточно развита (Мурманская и Архангельская области, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края), основным направлением ее развития является создание кластерных структур. Установленные возможности дальнейшего развития коммуникаций, обслуживания экспортно - импортных и транзитных грузопотоков и в целом обеспечения транспортной доступности позволят решить и ряд социально-экономических проблем северных приграничных регионов, о которых рассказали к.э.н., доц. с.н.с. Т.П.Шмуйло, к.т.н., доц. Е.Г.Немкович (Институт экономики Карельского научного центра РАН), м.н.с. Института социально-экономических и энергетических проблем Севера КомиНЦ УрО РАН А.С.Пономарева. Другим аспектом развития субъектов Севера РФ является развитие государственно-частного партнерства (ГЧП): м.н.с. Е.Н.Степанова (ИЭП КНЦ РАН) в своем докладе подчеркнула, что переломным моментом в развитии ГЧП может стать внесенный в Госдуму Правительством РФ в марте 2013 г. законопроект об основах ГЧП, расширяющий возможности совместной работы, формирующий условия для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты. Это первостепенно для развития Северо-Арктических территорий России, в том числе и для создания новых объектов нефтепереработки. Так, в выступлении к.э.н., с.н.с. ИЭП КНЦ РАН А.А.Биева на основе расчетов экономического эффекта от появления локальных нефтеперерабатывающих заводов и снижения транспортных затрат на завоз нефтепродуктов обоснована целесообразность развертывания регионального производства нефтепродуктов в Мурманской, Сахалинской области и Республике Саха (Якутия). Наиболее значительная часть докладов на секции была посвящена проблемам местного самоуправления. В выступлениях к.э.н., доц., директора филиала Санкт-Петербургского государственного экономического университета (г.Апатиты) Е.А.Вербиненко, к.э.н., с.н.с. ИЭП КНЦ РАН Н.А.Серовой раскрываются причины их возникновения: становление местного самоуправления в регионах Севера РФ имеет свои особенности, вызванные экстремальными природно­ климатическими условиями, большими территориями, низкой плотностью населения, этнокультурными особенностями, слабой транспортной доступностью. Именно поэтому, как показали в своих выступлениях к.э.н., с.н.с. В.В.Дядик, к.э.н., н.с. Н.В.Дядик, м.н.с. Е.Е.Емельянова (ИЭП КНЦ РАН), здесь наиболее остро проявляются как типичные, так и специфические проблемы муниципальных образований, связанные с их дифференциацией по уровню социально­ экономического развития, дефицитом местных бюджетов, недостатком профессионально подготовленных кадров, одновременной необходимостью и проблематичностью учета национального фактора при формировании органов местного самоуправления и т.д. Такая ситуация закономерно отображается в неудовлетворенности населения зоны Арктики деятельностью отраслей социальной инфраструктуры, что выяснено в процессе опросов населения результаты которых представлены в докладе к.э.н., доц., зав. сектором И.А.Гущиной и м.н.с. О.А.Положенцевой (ИЭП КНЦ РАН). В процессе дискуссии этой серии докладов отмечено, что недостаточный учет характерных черт «северности» в законодательстве о местном самоуправлении предопределяет приоритет федерального уровня в решении обозначенных проблем. Теснейшим образом обозначенные проблемы муниципальных образований Севера и Арктики связаны с вопросами благосостояния населения. В докладе к.э.н., доц., с.н.с. ИЭП КНЦ РАН Е.А.Корчак освещается проблема низкого уровня жизни населения периферийных моногородов 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz