Север и рынок. 2013, N 6.
степени затронули работников бюджетной сферы и управленцев среднего звена. В кризисный 2008 г. и два последующих года увеличились доли тех, кому денег хватало только на продукты питания и не хватало даже на продукты питания, в основной своей массе это представители нижних социальных слоев. Более обеспеченные также почувствовали «дыхание» кризиса, указав, что покупка товаров длительного пользования стала затруднительной. В 2012 г. показатели покупательной способности возвратились к докризисному уровню, что указывает на определенную стабилизацию покупательной способности населения. 51,750,6 .33,0, 9,0 4,6 5,9 8,0 5,7 22,5 п 19,8 1— ,7 § 2,7 1 20,4 49,6 49,1 52,3 20,0 171 13,5 20 11.8 14,.— а 3.8 4,0 3.8 2,12,13,2 □ 2007 □ 2008 0 2009 □ 2010 ■ 2011 □ 2012 Денегнехватаетдаже Денегхватаеттолько Денегдостаточнодля Покупка Денегвполне наприобретение наприобретение приобретения большинстватоваров достаточно, чтобыни продуктов питания продуктовпитания необходимых длительного вчемсебене продуктовиодежды пользованияне отказывать вызываету нас трудностей Рис.1.Оценкареспондентамисвоейпокупательнойспособности(2007-2012г.),% В то же время об адаптированности населения к кризисам говорят предпочитаемые стратегии поведения в кризисный период. Если десятилетие назад преобладали настроения социального иждивенчества и основная масса населения рассчитывала на помощь государства, то сейчас более половины стараются найти дополнительные источники дохода, а 17% опрошенных выбрали режим жесткой экономии. Таким образом, в целом оценки текущего личного материального положения населения городов Мурманской области изменялись незначительно, несмотря на определенный рост доходов, при этом наблюдалось увеличение самооценок плохого материального положения и ухудшение покупательной способности населения области. Самооценка принадлежности к тому или иному социальному слою важна для каждого человека, поскольку в зависимости от нее формируются социальные установки, ценности, притязания, уровень социального протеста и многое другое. На протяжении 2003-2009 гг. социальная самоидентификация характеризовалась определенным постоянством. Но в 2010 г. зафиксированы негативные тренды: уменьшились доли тех, кто относил себя к слоям верхнему, выше среднего и среднему в пользу слоев ниже среднего и низкого, а также тех, кто затруднился с самооценкой (рис.2). Этот период совпадает, казалось бы, с преодолением первой волны мирового экономического кризиса, заметно отразившейся в настроениях неопределенности, стратификационных колебаниях, падении уровня позитивности в текущем настроении [3]. Среди наиболее значимых проблем региона респонденты традиционно указывают на, несомненно, связанные между собой инфляцию и низкий уровень жизни (рис. 3). Однако в 2012 г. вариант «низкий уровень жизни» переместился на пятое место (28.1%), «пропустив» вперед проблему неудовлетворительного качества инфраструктуры (услуги ЖКХ и состояние дорог) - 35.9%. Сфера ЖКХ - предмет для отдельного разговора, стоит лишь заметить, что с самого начала ее реформирования фиксировался высокий уровень недоверия населения к этому начинанию. Качество жилищных и коммунальных услуг на протяжении всех лет наблюдения оцениваются респондентами как очень низкое, платежи - неоправданно завышенными. У многих плата за ЖКХ значительно сказывается на уровне жизни, в первую очередь это касается социально незащищенных слоев населения, малообеспеченных граждан и лиц, находящихся в нетрудоспособном возрасте, поскольку именно они относятся к категории граждан с самыми низкими доходами. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz